1. Вы имеете хорошую идею, но никак не можете
разработать на её основе интересную историю. 2. Вы устраиваете многочасовой «мозговой штурм», но
дело всё равно не движется с места. 3. Приступаете к написанию сценария, но понимаете, что
вам не хватает «системы». 4. Полсценария уже написано, потрачены недели работы, и
вдруг вы осознаёте, что «можно было сделать гораздо лучше» и «опять придётся
всё переписывать!».
Если вам знакомы такие проблемы, то эта статья для вас.
Она о том, какую подготовку необходимо провести, включая разработку истории и
написание поэпизодного плана, чтобы потом вы могли написать сценарий быстро и
при этом на 100% остались довольны созданным продуктом.
Как внесистемный
кинематографист, я предлагаю профессиональным сценаристам всего мира
внимательнее взглянуть на классическую 3-актную структуру, описанную Сидом
Филдом в книге "Киносценарий":
началосерединаконец
1-й акт2-й акт3-й акт
---------x--|---------------------x--|------------
завязкапротивостояниеразвязка
стр. 1-30стр. 30-90стр. 90-120 Поворот 1Поворот 2 стр. 25-27стр. 85-90
Элементарной единицей прозаического произведения можно, видимо, считать
одно сообщение, что практически совпадает с одним несложноподчиненным
предложением. Во всяком случае изменение таких существенных для
композиции параметров, как время, место, участвующие действующие лица, и
т. д., происходит в пределах перехода от одной такой единицы к другой.
Переход от одной единицы к другой...
Примечателен тот факт, что данному предмету не придается большого
значения в отечественной литературе, тогда как зарубежом, особенно в
англоязычных странах, ни один курс по шлифованию писательского
мастерства, ни один учебник по написанию современного художественного
произведения, - не обходится без упоминания или даже детального разбора
понятия Структура Трех Актов. В более «продвинутой» литературе рассматривается также тема Структура Пяти Актов.
В этой статье я не буду сосредотачиваться на интересном вопросе
«Почему?», а лишь расскажу в общих словах, что это такое и «с чем едят».
В рассказе, как и в статье, имеется идея, — основная мысль, которую
автор желает высказать, затем, те обстоятельства, из которых эта мысль
вытекает, — тема. Кроме этого, в рассказе следует различать фабулу и
сюжет. Предположим, что в рассказе автор...
...полностью или частично отказываясь от реально существующих реалий
(прошу прощения за каламбур) надо восполнить пробелы реалиями вымышленными.
Проще говоря, придумать для своих персонажей среду обитания.
Мы все являемся свидетелями неуклонного роста популярности
романтической комедии, как жанра. Это объясняется, прежде всего,
умеренной стоимостью по сравнению с экстравагантными работами,
использующими спецэффекты, а также еще одним важным обстоятельством:
романтическая комедия всегда предлагает сильные и мужские и женские
роли.
Существует несколько сценарных структур. Из них мне больше всего
нравится линейная. Она может немного отличаться от автора к автору, но в
основном всё сводится к трём актам и основным поворотным точкам
(Inciting Incident или Catalyst, Plot Point I, Midpoint, и т.д.)
Размышляя над причинами слабости основной массы российских сюжетных
произведений, нереальностью характеров, вялостью конфликтов,
неправдоподобием излагаемых событий и фактов, я посвятил значительное
количество времени изучению специальной литературы американских авторов,
посвященной технике «сюжетопостроения» и особенностям принятия решений
редакторами крупных издательских домов США по вопросам публикации или
отклонения поступающих к ним рукописей.