[ Писателям · Поэтам · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: Амур  
Форум » Мастерская » Поэтическая мастерская » Тренинг-обучение для начинающих
Тренинг-обучение для начинающих
АмурДата: Четверг, 11.04.2013, 20:52:53 | Сообщение # 1
Ну погоди!
Группа: Модераторы
Сообщений: 215
Статус: Offline
Тема создана для обучения начинающих поэтов.


Бывают ночи, когда не волки воют на луну, а наоборот.
Джордж Карлин
 
СообщениеТема создана для обучения начинающих поэтов.

Автор - Амур
Дата добавления - 11.04.2013 в 20:52:53
ReksДата: Пятница, 12.04.2013, 00:04:57 | Сообщение # 2
Дядька Хе-Хе
Группа: Старожилы
Сообщений: 3574
Статус: Offline
Вооот! Наконец-то! Хе-хе...
Итак, продолжим учиться проводить разборы стихотворений и анализировать написанное. Переношу из удаляемой темы несколько постов в этот.

Сапфир
"Автор: Надежда Тайна
Тема: философские стихи
Опубликовано: 14.03.2013 23:33
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.
Источник

Жизнь - клавиши, старинного рояля,
В ней черно-белая дороги полоса
Испить бы из священного Грааля,
Чтобы не падала из глаз слеза…

Паденья – взлеты…эта очередность,
Дает нам мудрость, выдержку, закал,
Затягивает в бездну безысходность,
Когда полно вокруг кривых зеркал…

Но все же вера помогает душам,
Как феникс возрождаются опять,
Лишь надо научиться, сердце слушать,
Врагам не мстить, обиды им прощать…

Жизнь - клавиши старинного рояля,
Так каждый человек, в ней пианист,
Мелодию из ноток выбирая,
В своей душе - она и есть солист…"


Reks
Давай во-первых разберём правильность построения строк. Нарисуй для начала схему стиха и укажи количество слогов в строках. В одну строку количество слогов в строках первого четверостишия и в каждой последующей строке количество слогов всех остальных.

Сапфир
"схема вот такая:
- ! - - - ! - - - ! -
- ! - ! - - - ! - - - !
- ! - ! - ! - - - ! -
- - - ! - - - ! - !

- ! - ! - - - - ! -
- ! - ! - ! - - - !
- ! - - - ! - - - ! -
- - - ! - ! - ! - !

- ! - ! - - - ! - ! -
- ! - - - ! - - - !
- ! - - - ! - ! - ! -
- ! - ! - ! - - - !

- ! - - - ! - - - ! -
- ! - - - ! - - - !
- ! - - - ! - - - ! -
- ! - ! - - - ! - !
пятистопный ямб..."


Жизнь состоит из взлётов и падений...
Но всё ж не откажусь от повторений.)))


Сообщение отредактировал Reks - Пятница, 12.04.2013, 00:11:19
 
СообщениеВооот! Наконец-то! Хе-хе...
Итак, продолжим учиться проводить разборы стихотворений и анализировать написанное. Переношу из удаляемой темы несколько постов в этот.

Сапфир
"Автор: Надежда Тайна
Тема: философские стихи
Опубликовано: 14.03.2013 23:33
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.
Источник

Жизнь - клавиши, старинного рояля,
В ней черно-белая дороги полоса
Испить бы из священного Грааля,
Чтобы не падала из глаз слеза…

Паденья – взлеты…эта очередность,
Дает нам мудрость, выдержку, закал,
Затягивает в бездну безысходность,
Когда полно вокруг кривых зеркал…

Но все же вера помогает душам,
Как феникс возрождаются опять,
Лишь надо научиться, сердце слушать,
Врагам не мстить, обиды им прощать…

Жизнь - клавиши старинного рояля,
Так каждый человек, в ней пианист,
Мелодию из ноток выбирая,
В своей душе - она и есть солист…"


Reks
Давай во-первых разберём правильность построения строк. Нарисуй для начала схему стиха и укажи количество слогов в строках. В одну строку количество слогов в строках первого четверостишия и в каждой последующей строке количество слогов всех остальных.

Сапфир
"схема вот такая:
- ! - - - ! - - - ! -
- ! - ! - - - ! - - - !
- ! - ! - ! - - - ! -
- - - ! - - - ! - !

- ! - ! - - - - ! -
- ! - ! - ! - - - !
- ! - - - ! - - - ! -
- - - ! - ! - ! - !

- ! - ! - - - ! - ! -
- ! - - - ! - - - !
- ! - - - ! - ! - ! -
- ! - ! - ! - - - !

- ! - - - ! - - - ! -
- ! - - - ! - - - !
- ! - - - ! - - - ! -
- ! - ! - - - ! - !
пятистопный ямб..."

Автор - Reks
Дата добавления - 12.04.2013 в 00:04:57
ReksДата: Пятница, 12.04.2013, 00:53:42 | Сообщение # 3
Дядька Хе-Хе
Группа: Старожилы
Сообщений: 3574
Статус: Offline
Вот теперь смотрим, правильно ли ты нарисовал схему...
Первый: 11-12-11-10. По ударениям неравильно. Скорее, во второй строке начальное ударение падает на слово "бЕлая". А три первых слога сглатываются. От этого схема строки должна выглядеть так:
- -- |-- -|- --|
Начну сразу с объяснения. Здесь сбой. В последней строке. Из-за нехватки двух слогов. А если судить по дальнейшему построению строк в стихотворении, то возможно автор переусердствовала со слогами во второй строке. Как знать... А если оставить смысловую составляющую такой, какая есть в этом четверостишии, то именно последняя строка сбоит. Случается иногда, что строки бывают длиннее других или короче. Но, в первом случае это допускается при женской конечной рифме, когда последнее ударение в строке падает не на последний слог. А во втором - при определённом намеренном стиле автора - урезать концовку фразы для некоего эмоционального усиления. Позже я попробую представить пример данного стиля. А здесь такого усиления нет. Просто авторская недоработка. Оттого и сбоит ритм.
Второй: 11-10-11-10. Неправильно. Ты пропустил один безударный слог в первой строке. И ещё, по-мне, ошибся с ударением в слове "Эта". Как мне кажется, на букву "Э" именно и падает ударение. Оттого схема строки будет выглядеть так:
-|- |- |- --|-
Третий: 11-10-11-10. Правильно. Здесь сбоев нет.
Четвёртый: 11-10-11-10. По количеству слогов правильно, а вот схема последней строки, по-моему, не так должна выглядеть. Там ударение падает в слове "онА" на букву "А". И должно выглядеть так:
-| -| -| - | -|
Словом, по сбою ритма выделяется только первый куплет(или катрен).


Жизнь состоит из взлётов и падений...
Но всё ж не откажусь от повторений.)))
 
СообщениеВот теперь смотрим, правильно ли ты нарисовал схему...
Первый: 11-12-11-10. По ударениям неравильно. Скорее, во второй строке начальное ударение падает на слово "бЕлая". А три первых слога сглатываются. От этого схема строки должна выглядеть так:
- -- |-- -|- --|
Начну сразу с объяснения. Здесь сбой. В последней строке. Из-за нехватки двух слогов. А если судить по дальнейшему построению строк в стихотворении, то возможно автор переусердствовала со слогами во второй строке. Как знать... А если оставить смысловую составляющую такой, какая есть в этом четверостишии, то именно последняя строка сбоит. Случается иногда, что строки бывают длиннее других или короче. Но, в первом случае это допускается при женской конечной рифме, когда последнее ударение в строке падает не на последний слог. А во втором - при определённом намеренном стиле автора - урезать концовку фразы для некоего эмоционального усиления. Позже я попробую представить пример данного стиля. А здесь такого усиления нет. Просто авторская недоработка. Оттого и сбоит ритм.
Второй: 11-10-11-10. Неправильно. Ты пропустил один безударный слог в первой строке. И ещё, по-мне, ошибся с ударением в слове "Эта". Как мне кажется, на букву "Э" именно и падает ударение. Оттого схема строки будет выглядеть так:
-|- |- |- --|-
Третий: 11-10-11-10. Правильно. Здесь сбоев нет.
Четвёртый: 11-10-11-10. По количеству слогов правильно, а вот схема последней строки, по-моему, не так должна выглядеть. Там ударение падает в слове "онА" на букву "А". И должно выглядеть так:
-| -| -| - | -|
Словом, по сбою ритма выделяется только первый куплет(или катрен).

Автор - Reks
Дата добавления - 12.04.2013 в 00:53:42
ReksДата: Пятница, 12.04.2013, 01:20:19 | Сообщение # 4
Дядька Хе-Хе
Группа: Старожилы
Сообщений: 3574
Статус: Offline
Иду далее и копирую из выложенной тобой в поэзии темы(четверостишие), с разбором тоже.

Сапфир
"когда наступит тот, последний час,
тогда все души из земли восстанут.
и будет слышен с неба глас...
и страх тогда людей обхватит

схема:
- ! - ! - ! - ! - !
- ! - ! - - - ! - ! -
- ! - ! - ! - !
- ! - ! - ! - ! -"

Reks
Так, вижу. А цифрами количество слогов? Хорошо, я сам...
10-11-8-9
Ну и как ты сам думаешь - есть сбой в строках по ритму стиха, если количество слогов у рифмующихся строк должно совпадать? А это: 1-3, 2-4.(цифрами обозначен порядковый номер строки). Т.е. по-сути, количество слогов должно было быть таким: 10-11-10-11.
И где ты видишь рифму в словах "восстанут-обхватит"?

Сапфир
"Reks, да сбой присутствует.. к тому же по-моему в первых двух строках пятистопный ямб, а в третьей и четвёртой четырёхстопный ямб.
насчет рифмы, я думал это неточная."

К неточным рифмам мы вернёмся позже, я объясню, как они выглядят, а здесь именно отсутствие какой либо рифмы вообще.
Вот теперь смотри: для увеличения слогов в строке добавляем слово "громкий", тогда получится так:
"И будет с неба громкий слышен глас".
Теперь количество слогов ровно такое же, как в первой строке, и от этого ритм выровнялся, и смысл нисколько не поменялся. Теперь с учётом сделанных в теме Амуром замечаний про начало строк с заглавных букв, попытайся переделать всё четверостишие и выложи его снова, а я пока перекинусь на смысловые сбои стихотворения, представленного выше. smile


Жизнь состоит из взлётов и падений...
Но всё ж не откажусь от повторений.)))


Сообщение отредактировал Reks - Пятница, 12.04.2013, 01:43:54
 
СообщениеИду далее и копирую из выложенной тобой в поэзии темы(четверостишие), с разбором тоже.

Сапфир
"когда наступит тот, последний час,
тогда все души из земли восстанут.
и будет слышен с неба глас...
и страх тогда людей обхватит

схема:
- ! - ! - ! - ! - !
- ! - ! - - - ! - ! -
- ! - ! - ! - !
- ! - ! - ! - ! -"

Reks
Так, вижу. А цифрами количество слогов? Хорошо, я сам...
10-11-8-9
Ну и как ты сам думаешь - есть сбой в строках по ритму стиха, если количество слогов у рифмующихся строк должно совпадать? А это: 1-3, 2-4.(цифрами обозначен порядковый номер строки). Т.е. по-сути, количество слогов должно было быть таким: 10-11-10-11.
И где ты видишь рифму в словах "восстанут-обхватит"?

Сапфир
"Reks, да сбой присутствует.. к тому же по-моему в первых двух строках пятистопный ямб, а в третьей и четвёртой четырёхстопный ямб.
насчет рифмы, я думал это неточная."

К неточным рифмам мы вернёмся позже, я объясню, как они выглядят, а здесь именно отсутствие какой либо рифмы вообще.
Вот теперь смотри: для увеличения слогов в строке добавляем слово "громкий", тогда получится так:
"И будет с неба громкий слышен глас".
Теперь количество слогов ровно такое же, как в первой строке, и от этого ритм выровнялся, и смысл нисколько не поменялся. Теперь с учётом сделанных в теме Амуром замечаний про начало строк с заглавных букв, попытайся переделать всё четверостишие и выложи его снова, а я пока перекинусь на смысловые сбои стихотворения, представленного выше. smile

Автор - Reks
Дата добавления - 12.04.2013 в 01:20:19
ReksДата: Пятница, 12.04.2013, 02:07:48 | Сообщение # 5
Дядька Хе-Хе
Группа: Старожилы
Сообщений: 3574
Статус: Offline
"Как феникс возрождаются опять".
Вот здесь смысловой сбой. На слове "опять". Со слов автора получается, что души уже возрождались ранее, раз они опять это делают. А ведь имелось ввиду другое: что души вновь начинают жизнь. Просто само слово "возрождаются" уже подразумевает - "начать жить опять". Т.е. слово "опять" - явно лишнее. В крайнем случае, можно попробовать написать про то, что, возрождаясь, души начинают жить опять. Вот как-то так. И сама вторая строка изначально должна идти как пояснение к первой - быть её продолжением. А она поставлена так, что звучит отдельно, отчего теряется смысл того, кто же там возрождается. Идём далее.
"Так каждый человек в ней пианист".
Сам собой напрашивается вопрос: как "так"? Для чего это слово вставлено в строку? Для необходимого слога? Оно совсем не подходит для данной трактовки фразы. Оно не нужно совершенно точно. Можно бы было просто начать строку с союза "И", тогда всё становится на свои места.
"Мелодию из ноток выбирая".
Мелодия составляется из нот, но никак не может быть из них выбрана. А вот если бы автор написала "подбирая" - тогда бы было совсем другое дело! Смысл бы выровнялся.
"В своей душе - она и есть солист".
По смыслу получается, что это жизнь является солистом "в своей душе", а ведь автором имелось ввиду совсем другое. Она хотела сказать, что в душе этого "каждого пианиста" жизнь человека и является неким солистом. Вот если бы было написано, что в душе каждого чедовека жизнь и является солистом, тогда бы смысл зазвучал правильно. То есть получается, что последнюю строку надо переделывать из-за смыслового сбоя полностью. Вот такие дела... smile


Жизнь состоит из взлётов и падений...
Но всё ж не откажусь от повторений.)))


Сообщение отредактировал Reks - Пятница, 12.04.2013, 03:27:21
 
Сообщение"Как феникс возрождаются опять".
Вот здесь смысловой сбой. На слове "опять". Со слов автора получается, что души уже возрождались ранее, раз они опять это делают. А ведь имелось ввиду другое: что души вновь начинают жизнь. Просто само слово "возрождаются" уже подразумевает - "начать жить опять". Т.е. слово "опять" - явно лишнее. В крайнем случае, можно попробовать написать про то, что, возрождаясь, души начинают жить опять. Вот как-то так. И сама вторая строка изначально должна идти как пояснение к первой - быть её продолжением. А она поставлена так, что звучит отдельно, отчего теряется смысл того, кто же там возрождается. Идём далее.
"Так каждый человек в ней пианист".
Сам собой напрашивается вопрос: как "так"? Для чего это слово вставлено в строку? Для необходимого слога? Оно совсем не подходит для данной трактовки фразы. Оно не нужно совершенно точно. Можно бы было просто начать строку с союза "И", тогда всё становится на свои места.
"Мелодию из ноток выбирая".
Мелодия составляется из нот, но никак не может быть из них выбрана. А вот если бы автор написала "подбирая" - тогда бы было совсем другое дело! Смысл бы выровнялся.
"В своей душе - она и есть солист".
По смыслу получается, что это жизнь является солистом "в своей душе", а ведь автором имелось ввиду совсем другое. Она хотела сказать, что в душе этого "каждого пианиста" жизнь человека и является неким солистом. Вот если бы было написано, что в душе каждого чедовека жизнь и является солистом, тогда бы смысл зазвучал правильно. То есть получается, что последнюю строку надо переделывать из-за смыслового сбоя полностью. Вот такие дела... smile

Автор - Reks
Дата добавления - 12.04.2013 в 02:07:48
ReksДата: Пятница, 12.04.2013, 02:50:10 | Сообщение # 6
Дядька Хе-Хе
Группа: Старожилы
Сообщений: 3574
Статус: Offline
А теперь о понятии неточной рифмы. Вот цитата из источника:
"Рифма точная и неточная

Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк; в русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных.

(О.С.Ахманова, Словарь лингвистических терминов, 1969)
Почему Незнайка был не прав, утверждая, что "палка - селедка" - тоже рифма? Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не звуки, а фонемы (звук - частная реализация фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом различительных признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем "хуже" созвучие.

Согласные фонемы различаются:
1) по месту образования
2) по способу образования
3) по участию голоса и шума
4) по твердости и мягкости
5) по глухости и звонкости

Признаки эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема П совпадает с фонемой Б по всем признакам, кроме глухости-звонкости (П - глухая, Б - звонкая). Такое различие создает рифму "почти" точную: окоПы - осоБы. Фонемы П и Т различаются по месту образования (губная и переднеязычная). ОкоПе - осоТе - тоже воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное.

Первые три признака создают различия фонем более существенные, чем два последние. Можно обозначить различие фонем по трем первым признакам, как две условные единицы (у.е.); по двум последним - как одна. Фонемы, различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удерживают. Например: П и Г различаются на три у.е. (место образования - на 2, глухость-звонкость - на 1). И окоПы - ноГи едва ли можно считать в наше время рифмой. Еще меньше - окоПы - роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е. (место образования, способ образования).

Итак, отметим ряды созвучных согласных. Это, прежде всего, пары твердых и мягких: Т - Т', К - К', С - С' и т..д., но к таким замещениям прибегают достаточно редко, так из трех пар рифм "откоС'е - роСы", "откоСы - роСы" и "откоСы - роЗы" более предпочтительны второй и третий варианты.

Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее употребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В (у боГа - глубоКо, изгиБах - лиПах, стрекоЗы - коСы, нароДа - налеТа).

Хорошо отзываются друг другу смычные (способ образования) П-Т-К (глухие) и Б-Д-Г (звонкие). Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х (глухие) и В-З-Ж (звонкие). Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с К. Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р в различных сочетаниях. Мягкие варианты последних часто сочетаются с J и В (России[россиJи] - сини - силе - красивы).

Итак, завершая наш разговор о точной и неточной рифме, повторим, что точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах. Неточная рифма основана на созвучии одного, реже - двух звуков."

Проще сказать, неточная рифма - есть созвучие совершенно разных слов. Таких, как, к примеру, глагол и существительное и т.д. Но зачастую одной ударной гласной для рифмовки слов бывает недостаточно. Для лучшего звучания обычно нужны и сопряжённые с этой гласной согласные, попадающие как правило в один слог. Пример: "провоЖАл-этаЖА" или "мишки гАМми-волосАМи". Или вот пример подобной рифмы из моего стиха:
Попробую на личном примере показать неточную рифму...
Но не стоит водружать на плечи
То, что прошлым уж отдалено,
Смело встреть судьбу, как майский вечер,
Как бокал с рубиновым вином...
"Плечи-вечер, отдалено-вином".
В этих случаях первая пара с женской рифмой и сочетанием "ЕЧ", а вторая - глагол с существительным, с мужской рифмой, сочетающейся на ударных "НО".
А вообще, попробуй сам заглянуть в словарь вариантов рифмы. Ссылка на него в посте Котбаюна в теме "В помощь поэту". Там вообще можно ногу сломать, не до конца разобравшись... biggrin


Жизнь состоит из взлётов и падений...
Но всё ж не откажусь от повторений.)))


Сообщение отредактировал Reks - Пятница, 12.04.2013, 03:20:49
 
СообщениеА теперь о понятии неточной рифмы. Вот цитата из источника:
"Рифма точная и неточная

Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк; в русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных.

(О.С.Ахманова, Словарь лингвистических терминов, 1969)
Почему Незнайка был не прав, утверждая, что "палка - селедка" - тоже рифма? Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не звуки, а фонемы (звук - частная реализация фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом различительных признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем "хуже" созвучие.

Согласные фонемы различаются:
1) по месту образования
2) по способу образования
3) по участию голоса и шума
4) по твердости и мягкости
5) по глухости и звонкости

Признаки эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема П совпадает с фонемой Б по всем признакам, кроме глухости-звонкости (П - глухая, Б - звонкая). Такое различие создает рифму "почти" точную: окоПы - осоБы. Фонемы П и Т различаются по месту образования (губная и переднеязычная). ОкоПе - осоТе - тоже воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное.

Первые три признака создают различия фонем более существенные, чем два последние. Можно обозначить различие фонем по трем первым признакам, как две условные единицы (у.е.); по двум последним - как одна. Фонемы, различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удерживают. Например: П и Г различаются на три у.е. (место образования - на 2, глухость-звонкость - на 1). И окоПы - ноГи едва ли можно считать в наше время рифмой. Еще меньше - окоПы - роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е. (место образования, способ образования).

Итак, отметим ряды созвучных согласных. Это, прежде всего, пары твердых и мягких: Т - Т', К - К', С - С' и т..д., но к таким замещениям прибегают достаточно редко, так из трех пар рифм "откоС'е - роСы", "откоСы - роСы" и "откоСы - роЗы" более предпочтительны второй и третий варианты.

Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее употребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В (у боГа - глубоКо, изгиБах - лиПах, стрекоЗы - коСы, нароДа - налеТа).

Хорошо отзываются друг другу смычные (способ образования) П-Т-К (глухие) и Б-Д-Г (звонкие). Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х (глухие) и В-З-Ж (звонкие). Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с К. Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р в различных сочетаниях. Мягкие варианты последних часто сочетаются с J и В (России[россиJи] - сини - силе - красивы).

Итак, завершая наш разговор о точной и неточной рифме, повторим, что точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах. Неточная рифма основана на созвучии одного, реже - двух звуков."

Проще сказать, неточная рифма - есть созвучие совершенно разных слов. Таких, как, к примеру, глагол и существительное и т.д. Но зачастую одной ударной гласной для рифмовки слов бывает недостаточно. Для лучшего звучания обычно нужны и сопряжённые с этой гласной согласные, попадающие как правило в один слог. Пример: "провоЖАл-этаЖА" или "мишки гАМми-волосАМи". Или вот пример подобной рифмы из моего стиха:
Попробую на личном примере показать неточную рифму...
Но не стоит водружать на плечи
То, что прошлым уж отдалено,
Смело встреть судьбу, как майский вечер,
Как бокал с рубиновым вином...
"Плечи-вечер, отдалено-вином".
В этих случаях первая пара с женской рифмой и сочетанием "ЕЧ", а вторая - глагол с существительным, с мужской рифмой, сочетающейся на ударных "НО".
А вообще, попробуй сам заглянуть в словарь вариантов рифмы. Ссылка на него в посте Котбаюна в теме "В помощь поэту". Там вообще можно ногу сломать, не до конца разобравшись... biggrin

Автор - Reks
Дата добавления - 12.04.2013 в 02:50:10
СапфирДата: Пятница, 12.04.2013, 14:23:10 | Сообщение # 7
Предложение
Группа: Читатели
Сообщений: 56
Статус: Offline
Reks, переделанное четверостишие:

Когда наступит тот, последний час,
Тогда все души из земли восстанут.
И будет слышен с неба громкий глас...
И страх тогда людей обхватит.


Лишь в конце работы мы обычно узнаём, с чего нужно было её начать.

Блез Паскаль
 
СообщениеReks, переделанное четверостишие:

Когда наступит тот, последний час,
Тогда все души из земли восстанут.
И будет слышен с неба громкий глас...
И страх тогда людей обхватит.

Автор - Сапфир
Дата добавления - 12.04.2013 в 14:23:10
ReksДата: Пятница, 12.04.2013, 18:05:50 | Сообщение # 8
Дядька Хе-Хе
Группа: Старожилы
Сообщений: 3574
Статус: Offline
Так же точно, как в стихотворении, взятом тобой со спейса, провожу анализ смысловых сбоев.
Почему написано слово "тот"? Что, ты уже описывал ранее "последний час"? Как видно - нет, тогда выходит, что это слово не несёт никакой смысловой нагрузки в себе. Следовательно оно здесь совсем не нужно! Значит, ты просто так вставил его - для ритма. Надо думать над заменой - однозначно.
А теперь о людском страхе. Что за страх их охватит? Где хоть какая-то авторская мысль, ведущая к смысловому завершению? В чём идея данного четверостишия? В чём его оригинальность? Да, такое на земле уже происходило. Об этом свидетельствуют даже библейские истории. Всемирный потоп, к примеру, или "пролёт божьей колесницы", что как оказалось было в момент пролёта мимо земли кометы, пролетающей через солнечную систему каждые две тысячи лет. Или гибель Помпеи, когда взбушевался Везувий, похоронивший под толстым слоем пепла немалую территорию вместе со всем на ней живущим.
И опять же повторюсь: нет рифмы в словах "восстанут-обхватит". Ударная гласная "а", а вокруг неё согласные, не вяжущиеся между собой: "стан"-"хват". Так что даже неточной рифмы здесь нет. И опять же длина последней строки не соответствует нужной(см. схему). Так что ничего практически изменённого в этом четверостишие я не увидел... wink


Жизнь состоит из взлётов и падений...
Но всё ж не откажусь от повторений.)))
 
СообщениеТак же точно, как в стихотворении, взятом тобой со спейса, провожу анализ смысловых сбоев.
Почему написано слово "тот"? Что, ты уже описывал ранее "последний час"? Как видно - нет, тогда выходит, что это слово не несёт никакой смысловой нагрузки в себе. Следовательно оно здесь совсем не нужно! Значит, ты просто так вставил его - для ритма. Надо думать над заменой - однозначно.
А теперь о людском страхе. Что за страх их охватит? Где хоть какая-то авторская мысль, ведущая к смысловому завершению? В чём идея данного четверостишия? В чём его оригинальность? Да, такое на земле уже происходило. Об этом свидетельствуют даже библейские истории. Всемирный потоп, к примеру, или "пролёт божьей колесницы", что как оказалось было в момент пролёта мимо земли кометы, пролетающей через солнечную систему каждые две тысячи лет. Или гибель Помпеи, когда взбушевался Везувий, похоронивший под толстым слоем пепла немалую территорию вместе со всем на ней живущим.
И опять же повторюсь: нет рифмы в словах "восстанут-обхватит". Ударная гласная "а", а вокруг неё согласные, не вяжущиеся между собой: "стан"-"хват". Так что даже неточной рифмы здесь нет. И опять же длина последней строки не соответствует нужной(см. схему). Так что ничего практически изменённого в этом четверостишие я не увидел... wink

Автор - Reks
Дата добавления - 12.04.2013 в 18:05:50
BoldyrevsergeyДата: Пятница, 12.04.2013, 23:29:39 | Сообщение # 9
Генератор идей
Группа: Старожилы
Сообщений: 1353
Статус: Offline
Так здесь каша получится. Надо продумать как разделять на темы. Рифмы отдельно, метры отдельно, разбор стихов отдельно. Но пока этого нет добавлю. Писать 4стишье надо уметь. Я например начинаю писать с последней строчки. Напиши последнюю и все остальное приложится

Живите счастливо-величайшее из проклятий.... Талмуд
"Из тупика любого два пути" -
Сказала цапля, проглотив лягушку
 
СообщениеТак здесь каша получится. Надо продумать как разделять на темы. Рифмы отдельно, метры отдельно, разбор стихов отдельно. Но пока этого нет добавлю. Писать 4стишье надо уметь. Я например начинаю писать с последней строчки. Напиши последнюю и все остальное приложится

Автор - Boldyrevsergey
Дата добавления - 12.04.2013 в 23:29:39
СапфирДата: Суббота, 13.04.2013, 00:12:15 | Сообщение # 10
Предложение
Группа: Читатели
Сообщений: 56
Статус: Offline
Reks,
Цитата (Reks)
И опять же повторюсь: нет рифмы в словах "восстанут-обхватит".

я не знаю на какую рифму заменить. Боюсь испортить всё четверостишие...

Добавлено (13.04.2013, 00:12:15)
---------------------------------------------
Boldyrevsergey, т.е начинать новое четверостишие с последней строки предыдущего?


Лишь в конце работы мы обычно узнаём, с чего нужно было её начать.

Блез Паскаль
 
СообщениеReks,
Цитата (Reks)
И опять же повторюсь: нет рифмы в словах "восстанут-обхватит".

я не знаю на какую рифму заменить. Боюсь испортить всё четверостишие...

Добавлено (13.04.2013, 00:12:15)
---------------------------------------------
Boldyrevsergey, т.е начинать новое четверостишие с последней строки предыдущего?


Автор - Сапфир
Дата добавления - 13.04.2013 в 00:12:15
ReksДата: Суббота, 13.04.2013, 00:37:45 | Сообщение # 11
Дядька Хе-Хе
Группа: Старожилы
Сообщений: 3574
Статус: Offline
Сапфир, вот загляни на Арену поэтов, а хотя, я уже выложил в Поэзии стихотворение "Вы так рано...", написанное в прошлой дуэли с Котбаюном. Ты слышал анекдот про смерть на пороге, заставившую мужика, открывшего дверь, схватиться за сердце? Видя его состояние она успокоила хозяина, сказав: - "Не боись, мужик, я не за тобой, а за твоей канарейкой!"
Так вот весь стих я начал писать практически от последней фразы его. Сначала сформулировал её, а потом начал думать о сцене у дверей квартиры. Естественно, продумал: что и как может сказать смерти мужик при встрече - начнёт каяться в грехах, оправдываться, что вполне естественно для каждого из нас. Так и получился стих.
Вот поэтому и говорят о том, что сюжет любого произведения надо сначала продумать, накидав для себя небольшой планчик того, о чём следует писать.

Серёж, думаю, что разбивать тему на разные не стоит. Для этого она и названа "тренинг". Разбирать будем для начинающих постепенно всё, что им непонятно. Естественно, чтобы не повторяться несколько раз, некоторые посты с разборами будем оставлять в назидание другим и ради закрепления материала. smile


Жизнь состоит из взлётов и падений...
Но всё ж не откажусь от повторений.)))
 
СообщениеСапфир, вот загляни на Арену поэтов, а хотя, я уже выложил в Поэзии стихотворение "Вы так рано...", написанное в прошлой дуэли с Котбаюном. Ты слышал анекдот про смерть на пороге, заставившую мужика, открывшего дверь, схватиться за сердце? Видя его состояние она успокоила хозяина, сказав: - "Не боись, мужик, я не за тобой, а за твоей канарейкой!"
Так вот весь стих я начал писать практически от последней фразы его. Сначала сформулировал её, а потом начал думать о сцене у дверей квартиры. Естественно, продумал: что и как может сказать смерти мужик при встрече - начнёт каяться в грехах, оправдываться, что вполне естественно для каждого из нас. Так и получился стих.
Вот поэтому и говорят о том, что сюжет любого произведения надо сначала продумать, накидав для себя небольшой планчик того, о чём следует писать.

Серёж, думаю, что разбивать тему на разные не стоит. Для этого она и названа "тренинг". Разбирать будем для начинающих постепенно всё, что им непонятно. Естественно, чтобы не повторяться несколько раз, некоторые посты с разборами будем оставлять в назидание другим и ради закрепления материала. smile

Автор - Reks
Дата добавления - 13.04.2013 в 00:37:45
ReksДата: Суббота, 13.04.2013, 00:58:49 | Сообщение # 12
Дядька Хе-Хе
Группа: Старожилы
Сообщений: 3574
Статус: Offline
Сапфир, думаю, что очень сложно найти рифму к слову "воссТАНут". Хотя, при тщательном подходе и это можно сделать. Только вот стоит ли? А посему думаю, что из-за сложности с этим словом, являющимся ко всему прочему ещё и глаголом, над заменой второй строки явно стоит подумать. К примеру, зачастую, если возникает такая сложность, как сейчас, для начала стоит подумать над обычной перестановкой слов в строке. Мне уже неоднократно приходилось подобным заниматься, а поэтому пробуем сделать такое и здесь, уж коли ты не хочешь изменять смысла. Не всегда конечно такое возможно, но всё же... И вот что получается:
"Тогда восстанут из земли все души"
А вот на слово "души" рифму найти уже проще. "Слушай" или "слушать", "лужи, стужи, кружит, сдюжит, рушит" и т.д. Даже "ну же" тоже может подойти при правильной постановке смысла. А уж если ты видишь, что обычной перестановкой слов в строке не обойтись, тогда можно смело откидывать написанную строку прочь и думать над другой.

А теперь про то, каким макаром может быть сильно укорочена последняя строка. Я сейчас найду примеры и выложу их здесь же.
Итак. Есть такое понятие в поэзии, как "порошок" - четверостишия, написанные усечённым четырёхстопным ямбом. Обычно его цифровая схема рисуется примерно так: 9-8-9-2. Привожу пример, взятый с сайта Литературное Кафе, поэтому пишу его в кавычках:

"Она рисует закорючки
тупым простым карандашом.
Стихи не прут, заняться б лучше
борщом
***
Весна поэта вдохновляет,
а под окном коты орут.
Гормон играет, только рифмы
не прут "

При данном написании "порошка" допускается рифмовка только второй и четвёртой строк - на усмотрение автора. Но меня лично подобный подход к делу не устраивает. Считаю, что рифмоваться должно везде. На то это и поэзия. smile


Жизнь состоит из взлётов и падений...
Но всё ж не откажусь от повторений.)))


Сообщение отредактировал Reks - Суббота, 13.04.2013, 01:17:14
 
СообщениеСапфир, думаю, что очень сложно найти рифму к слову "воссТАНут". Хотя, при тщательном подходе и это можно сделать. Только вот стоит ли? А посему думаю, что из-за сложности с этим словом, являющимся ко всему прочему ещё и глаголом, над заменой второй строки явно стоит подумать. К примеру, зачастую, если возникает такая сложность, как сейчас, для начала стоит подумать над обычной перестановкой слов в строке. Мне уже неоднократно приходилось подобным заниматься, а поэтому пробуем сделать такое и здесь, уж коли ты не хочешь изменять смысла. Не всегда конечно такое возможно, но всё же... И вот что получается:
"Тогда восстанут из земли все души"
А вот на слово "души" рифму найти уже проще. "Слушай" или "слушать", "лужи, стужи, кружит, сдюжит, рушит" и т.д. Даже "ну же" тоже может подойти при правильной постановке смысла. А уж если ты видишь, что обычной перестановкой слов в строке не обойтись, тогда можно смело откидывать написанную строку прочь и думать над другой.

А теперь про то, каким макаром может быть сильно укорочена последняя строка. Я сейчас найду примеры и выложу их здесь же.
Итак. Есть такое понятие в поэзии, как "порошок" - четверостишия, написанные усечённым четырёхстопным ямбом. Обычно его цифровая схема рисуется примерно так: 9-8-9-2. Привожу пример, взятый с сайта Литературное Кафе, поэтому пишу его в кавычках:

"Она рисует закорючки
тупым простым карандашом.
Стихи не прут, заняться б лучше
борщом
***
Весна поэта вдохновляет,
а под окном коты орут.
Гормон играет, только рифмы
не прут "

При данном написании "порошка" допускается рифмовка только второй и четвёртой строк - на усмотрение автора. Но меня лично подобный подход к делу не устраивает. Считаю, что рифмоваться должно везде. На то это и поэзия. smile

Автор - Reks
Дата добавления - 13.04.2013 в 00:58:49
СапфирДата: Суббота, 13.04.2013, 13:45:42 | Сообщение # 13
Предложение
Группа: Читатели
Сообщений: 56
Статус: Offline
Reks,
Цитата (Reks)
Считаю, что рифмоваться должно везде. На то это и поэзия.

согласен с вами!... я предпочитаю рифмовать "АБАБ" но ведь порой трудно бывает находить рифму к некоторым словам, поэтому приходиться обходиться без рифмы...


Лишь в конце работы мы обычно узнаём, с чего нужно было её начать.

Блез Паскаль
 
СообщениеReks,
Цитата (Reks)
Считаю, что рифмоваться должно везде. На то это и поэзия.

согласен с вами!... я предпочитаю рифмовать "АБАБ" но ведь порой трудно бывает находить рифму к некоторым словам, поэтому приходиться обходиться без рифмы...

Автор - Сапфир
Дата добавления - 13.04.2013 в 13:45:42
KotolegДата: Суббота, 13.04.2013, 14:40:35 | Сообщение # 14
Шатай-Балтай
Группа: Старожилы
Сообщений: 1827
Статус: Offline
Если трудно подобрать рифму, то:
1. Переставь слова в строчке, сохраняя ритмику.
2. Замени слово на синоним.
3. Перепиши строчку другими словами.
smile

Востанут-достанут-не станут-до ста пут(?) biggrin
 
СообщениеЕсли трудно подобрать рифму, то:
1. Переставь слова в строчке, сохраняя ритмику.
2. Замени слово на синоним.
3. Перепиши строчку другими словами.
smile

Востанут-достанут-не станут-до ста пут(?) biggrin

Автор - Kotoleg
Дата добавления - 13.04.2013 в 14:40:35
СапфирДата: Суббота, 13.04.2013, 15:46:57 | Сообщение # 15
Предложение
Группа: Читатели
Сообщений: 56
Статус: Offline
Kotoleg, спасибо!..

Лишь в конце работы мы обычно узнаём, с чего нужно было её начать.

Блез Паскаль
 
СообщениеKotoleg, спасибо!..

Автор - Сапфир
Дата добавления - 13.04.2013 в 15:46:57
Форум » Мастерская » Поэтическая мастерская » Тренинг-обучение для начинающих
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:
Загрузка...

Статистика
Яндекс цитирования
Copyright © автор идеи: OgneV; дизайн: Plotnick (2009-2024); Сайт управляется системой uCoz