Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Вход на сайт
Регистрация
Вход
Посетители за день
arkanov_renew1990
Главная » Статьи » Мастер-класс

Большой сине-зеленый красный шар. Работа с описаниями
Зачастую начинающие писатели, грешат тем, что вставляют в свои произведения невероятно длинные и вычурные описания – природы, героя, сбруи лошади ГГ и так далее и тому подобное. Другая крайность в этом случае – отсутствие описаний как таковых.

Как итог, обе эти крайности вызывают раздражение читателя и гнев критика. Читатель просто может бросить читать, так как длинные описания обычно навевают тоску, а сплошные действия и диалоги запутывают в конец. Критик же «накатает» вам длинный и нудный отзыв, в котором будет ругаться на затянутость «красивой пейзажной зарисовки» или же на отсутствие оной. И в том, и в другом случае гнев критика будет праведным.

Конечно, есть целые жанры, априори не подразумевающие наличия в них каких-либо описаний. К примеру, эпистолярный жанр («Бедные Люди» Достоевского) или романы-дневники, а также произведения, большую часть которых занимает диалог или монолог. Однако это все – жанры редкие и достаточно специфические. В массовой литературе отсутствие описаний или перебор с ними давно уже считается признаком того, что автор не научился как следует пользоваться писательским арсеналом. Чем не повод обвинить автора в отсутствии таланта?

Итак, попробуем разобраться, чем так страшны описания и как надо с ними работать.

Для начала – что раздражает больше всего.

1) Затянутые описания

Бич молодых писателей. Особенно в самом начале произведения. Основной аргумент в таких случаях – «Я ввожу читателя в атмосферу произведения». Да-да, это все правильно и нужно. Но вводить нужно постепенно, а не вываливанием на читателя сразу большого количества информации о том, как выглядит место, где начинаются события. Велика вероятность, что читатель заскучает. В лучшем случае, он пролистнет описание и пойдет дальше. В худшем – закроет книгу.
Та же история и с гигантскими описаниями внутри текста. Ситуация обычно такова: идут герои куда-то/ едут/ что-то делают/ и вдруг – длинное описание пейзажа, города, комнаты, платья героини. Зло этого приема не в том, что он вообще существует, а в том, что как правило авторы путают размер и качество. А теперь вспомните школьную программу и Льва Толстого с «Войной и Миром». Хоть кто-то вчитывался в диспозиции войск и описания высокого собрания, чей объем – больше страницы, а то и двух? Вот и делайте выводы.
Еще большее зло – длинные описания, разрывающие диалоги. Диалог – форма сложная для восприятия, поэтому ее необходимо перемежать с ремарками автора и описаниями, действием. Однако размер должен быть опять же строго определен, иначе очень легко потерять нить диалога, разрушить тот «фильм», что уже пошел у читателя в голове.


2) Описания не к месту

Тоже весьма распространенная проблема. Обычно касается динамических сцен, типа: идет бой, льется кровь рекой, стонут умирающие…и вдруг герой поднимает голову и смотрит, как красиво на востоке встает солнце, как оно золотит верхушки деревьев вдали, играет на волнах реки… Сами-то верите, что во время боя кому-то есть дело до этого солнца, деревьев и прочей красоты? Герою и поле боя–то взглядом не окинуть, а вы заставляете его разглядывать солнце.
Причина таких ляпов проста – все в детстве-юности начитались эпического фэнтези в духе Профессора, и для большего пафоса (читай – для того, чтобы придать всему повествованию вес и силу) писатели начинают использовать весь арсенал затертых штампов, куда относится в том числе и неуместное описание. Как с этим бороться? Довольно просто – поставить себя на место героя и представить, что вы машете мечом в битве, вокруг умирают люди. До красоты ли окружающего мира будет вам?

3) Избыточность описаний

Еще одна излюбленная ошибка молодых авторов. Примеров существует огромное множество, далеко ходить не надо – фанфики и Мэри Сью. Соответственно, касается этот пункт в основном описаний внешности героя, когда перечисление доходит до абсурда, нередко добавляется еще и психологический портрет и душещипательная (или не очень) история жизни. Чем плох этот вариант? Все просто – читателю неинтересно, когда ему все преподносят на блюдечке, когда с самого начала произведения ему выдается готовый и упакованный герой, с набором достоинств (в редких случаях – с набором комплексов и страхов). То есть читателю даже не приходится особо напрягаться и разгадывать героя, в сущности, при наличии описания характера, даже сами его действия становятся предсказуемыми.
Избыточное описание предметов и природы – зло намного менее страшное, в основном из-за того, что их можно оправдать требованиями сюжета, стиля, характера героя. К примеру, у героя есть противное качество цепляться к мелочам типа количества ложек на столе, сколотых краешков чашек, мелких зазубрин на лезвии меча. Но подобная щепетильность всегда должна быть оправдана – ведь таким образом раскрывается в том числе и характер героя, что немаловажно.

4) Отсутствие описаний

Как уже говорилось выше, отсутствие описаний возможно в рамках определенного жанра. Однако для большей части литературы отсутствие описаний нежелательно, если не сказать непозволительно.
Собственно, нелюбовь к описаниям у молодых авторов рождается по двух причинам – из-за незнания, зачем они вообще нужны, эти описания, и из-за неумения с ними работать.
Зачем нужны описания? Все зависит от того, что описывается. Без описания внешности героя вполне можно обойтись, причем в последние годы в литературе это даже приветствуется. А вот без описаний, скажем, домика колдуньи, в которой ГГ просыпается после весьма продолжительно времени, проведенного в отключке, текст будут смотреться, мягко говоря, голым. Сами посудите – незнакомое место должно вызвать желание изучить его и понять, где же ГГ находится.
Другой пример – описания природы во время путешествий героев куда-то. Описания служат эдаким буфером, позволяющим читательскому разуму отдохнуть от быстрой смены событий. Такие описания не должны быть длинными, как уже было сказано, желательно, чтобы они перемежались с какими-то действиями, не играющими значительной роли в сюжете, как то: разведение костра, установка лагеря, внутренний монолог героя. В этом случае описание органично встраивается в канву повествования и не вызывает у читателя желания пролистнуть его и пойти дальше. Главное здесь – знать меру.
Итак, с ошибками более-менее разобрались. Теперь нужно понять, как работать с описаниями, чтобы не выходило перечисленных выше ляпов.

Типы описаний

Стоит разделись описания на типы и разбираться с каждым по отдельности.

1. Описания героев

Зависит прежде всего от фокализации. Если вы выбрали точку зрения всезнающего автора, то можете описывать и ГГ, и остальных персонажей, не оглядываясь на то, что может знать, а что не может знать ГГ. Однако в последнее время такой прием используется все реже, предпочтение отдается внутренней точке зрения или вообще первому лицу. В этом случае всегда нужно держать в голове, что может, а что не может видеть герой. Тем более глупо смотрятся фразы типа: «Я надела красную юбку в горошек, белую кофточку с принтом, босоножки, взяла голубую сумочку и т.д». Получается, герой разговаривает сам с собой и сам себе рассказывает, что он надел. Глупо? Глупо. Конечно, это не касается тех случаев, когда герой пересказывает, скажем, свои злоключения подруге, или не дает показания в полиции. Такие случаи оговариваются отдельно.

Описания героя должны даваться по минимуму, очень дозировано, лучше всего придумать какой-то оригинальный способ рассказать о внешности персонажа. Зеркало – пример довольно заезженный, к тому же, обычно автор не понимает, что описания типа: «На меня смотрело мое вытянутое хорошенькое личико с огромными зелеными глазами» заставляет задуматься о психическом здоровье персонажа. Очень эффектно давать описания в речи других персонажей. Буквально недавно увидела:

Приехав в столицу в начале февраля – после сдачи квалификационного экзамена, первые две недели я сопровождала родителей по всевозможным раутам и приемам, выслушивая ахи, восклицания и однообразные вопросы бесконечных родственников: «Ах, как ты выросла, похорошела!.. А ты там хорошо питалась?.. О, какие шикарные волосы – такой насыщенный темно–каштановый цвет – ну прямо как у моей Бэллочки!.. А вот у вас друидов, такие дикие лесные мужчины, это так…м-мм… занятно!.. А глаза! У нашей Адалины точно такие зеленые глаза, а ведь она твоя троюродная тетка. Что и говорить, семейное сходство налицо. Ах, как это замечательно!.. А все-таки чему же вас в этом лесу учили… может, покажешь какой-нибудь фокус?..»

Все уже сказано, сам о себе герой не сказал ни единого слова, но у читателя уже есть картинка в голове.

То же самое – с описанием одежды. Тут главное не переборщить. Герой может поведать читателю о том, что на нем было надето, но чаще всего для героя это не является чем-то особенным или из ряда вон выходящим, и подаваться должно соответствующим образом.

2. Описания природы (города, комнаты и т.п)

Уже немного о них было сказано. Самое главное здесь – уместность. Уместно ли описание, например, леса в данном эпизоде. Если ГГ идет через лес, и он в этом лесу впервые – несомненно. Если он в этом лесу живет постоянно и видит его каждый день – тут уже надо думать, что и как описывать, потому что к цвету листьев и земли он уже давно привык и не задумывается об этом. Зато он сможет заметить натренированным взглядом мельчайшие изменения, произошедшие за час, день, неделю. В ситуации же, если в лесу происходит драка – то нужно исключить описание цветочков под ногами у павших воинов.

То же самое и с городом, крепостью, домом. Этот совет применим к описанию любого окружения.

Однако здесь есть важный момент – настроение описания должно соответствовать настроению отрывка в целом. В этом плане стоит перечитать «Властелина Колец» или «Ведьмака»: и там, и там описания четко попадают под атмосферу каждого эпизода, а если быть более точным, они во многом эту атмосферу создают. Так описания Ривенделла настраивают на умиротворенный лад, а Мордора – на диаметрально противоположный.

Пример не из фэнтези – описание Петербурга у Достоевского в «Преступлении и Наказании». Помните этот вечно повторяющийся желтый цвет? Если помнить о цветовой символике, то это настраивает на определенное восприятие текста, а вкупе с описаниями нищеты и непрезентабельности столицы – еще и дают вполне ясное представление о психическом, душевном и материальном положении, в котором оказался Раскольников. Иными словами, нередко описания способствуют лучшему пониманию характера героя. Как уже говорилось, каждый герой имеет специфические черты. Так наделите его дальтонизмом, но не говорите об этом прямо – покажите это через то, как он видит внешний мир. Примеров можно привести великое множество.

3. Описания мира

Возможно, это немного из другой оперы, но все-таки очень тесно связано с темой описаний. Во многом это перекликается с описанием окружения, разве что порой приобретает масштабы еще более эпические. Особенно – в НФ. Очень любят молодые авторы, едва начав, затянуть шарманку:

«Дело в том, что 200 лет назад случилась Третья Мировая, и большая часть человечества была уничтожена. Ядерная война была развязана из-за того, что коммунистический Китай устроил бомбардировку западного побережья США, и Америка ответила ему тем же. С тех пор прошло два века, человечество лежит в руинах, и на развалинах цивилизации пытаются выжить те немногие, кому удалось уцелеть в условиях ядерной зимы, радиации, отсутствия техники, знаний, медицины. Где-то глубоко под землей еще существуют остатки неизмененного радиацией человечества – в убежищах, построенных прямо перед войной, все еще живут люди, думающие, что они, быть может, последние живые существа на планете…»

Да, это сюжет Fallout. Такие вещи хороши для аннотации или синопсиса. Но в самом тексте такие вставки абсолютно неприемлемы, они жутко раздражают, потому что читателю приходится обрабатывать огромный объем новой информации, которая для автора-то знакома и не является чем-то диковинным и неожиданным.
Этого нужно избегать и стараться выдавать информацию о прошлом и настоящем мира постепенно, насколько это необходимо.

Внутреннее строение описаний

Да, у описания есть внутренняя структура, как ни странно. Есть два больших типа описаний – статические и динамические. Из названий уже ясно, что они под собой подразумевают, но вот как это выглядит, знают не все.

Пример статического описания.

«Тишина. В небе – огромная полная по-весеннему белая луна. Лунный свет серебряными бликами на черных волнах реки, медленной и неторопливой, ленивой, как толстая индийская кобра, ползущая прочь, за линию горизонта. На холме за рекой – маленькая белая часовня, как жемчужина, упавшая на колени земли с небес, видимо, оброненная каким-то неловким ангелом. Воздух густой и тяжелый – перед грозой. Уже видны тучи за белой церковкой, которая как маяк в черном океане неба возносит к небу сигнальный огонь золотого креста, отражающего последние робкие лучи заходящего солнца»

Пример утрированный, естественно. На весь отрывок – один полноценный глагол, не считая отглагольных форм. В общем, статическое описание можно сравнить с картиной или фотографией.
Как правило, такие описания соответствуют спокойному, умиротворенному настроению.

Пример динамического описания

«Стояла тишина. В небе висела полная по-весеннему белая луна. Лунный свет потоком лился с неба, серебрился на черных волнах реки, которая медленно и неторопливо ползла прочь, за линию горизонта, лениво, как толстая индийская кобра. На холме за рекой белела маленькая часовня, напоминавшая жемчужину, которая упала с неба на колени земли, видимо, какой-то неловкий ангел обронил ее в полете. Воздух был густым и тяжелым – надвигалась гроза. Тучи уже заполонили небо за белой церковкой, которая как маяк в черном океане неба возносит к небу сигнальный огонь золотого креста, отражающего последние робкие лучи заходящего солнца»

Разница налицо. Динамические описания прекрасны для передачи тревоги, напряжения, так как сравнимы с видеорядом, «передающимся» прямо в голову читателя.

***

Надеюсь, что помогла вам)

Источник: http://dreamworlds.ru/poleznoe/52066-bolshoj-sine-zelenyj-krasnyj-shar-rabota-s-opisaniyami.html
Категория: Мастер-класс | Добавил: Kotoleg (28.02.2012) | Автор: Екатерина ака Letlin
Просмотров: 3691 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3


Похожие материалы::


Всего комментариев: 1
1 Пастила   (28.02.2012 15:48:26) [Материал]
Интересная статья. smile Нужная.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Обновления в прозе

Исповедь Зверя

Сергей Шакурин

Обет Меченого

Дмитрий Луценко

Конечная

Роман Приходько

Прощание

Сергей Бабинец

Она

Антон Саженцев

Грёзы

Александр Кузьмин

Шанс

Александр Филлипов

Прикосновение

Роман Приходько

Серафима

Алексей Холявко

Тим

Андрей Затонов

Обновления в поэзии

Лилит

Александр Тихонов

Счастье даром

Александр Тихонов

Кровавая полночь Земли

Александр Тихонов

Грезы

Тронин Александр

Друг

Сергей Шакурин

Покинутый город

Сергей Большаков

Ошибка интернетного знакомства

Владимир Андрейченко

Двор детства

Владимир Андрейченко

Прощен

Сергей Большаков

Обновления в аудиокнигах

Исповедь сталкера

Дмитрий Кликман

Чужаки

Александр Тихонов

Капитаны

Николай Кулишов и Александр Тихонов

Отчужденные

Сборник

Убить Стрелка

Дамир Рябов

Агония совести

Александр Тихонов

По прозвищу Стрелка

Сергей Пирог

Исповедь Зверя

Александр Тихонов

Четыре жизни

Шалимов, Виноградов, Тихонов, ДЭМ, Лузгин

Поиск
Категории раздела
Мастер-класс [81]
Критика [22]
Ликбез [47]
Статистика
Яндекс цитирования
Copyright © автор идеи: OgneV; дизайн: Plotnick (2009-2025); Сайт управляется системой uCoz