Это поможет вам и в сюжете, и в проработке характеров.Оговорюсь сразу - статья не моя, и перевод тоже сделан не мной.
Автор статьи - Stephanie Bryant
Переводчик - Avilar
Страничка переводчика на СИ: http://samlib.ru/m/medwedew_dmitrij_wladimirowich
Сама статья выложена тут - http://avilar.blogspot.com/2011/07/30-days-of-worldbuilding-by-stephanie.html
Упражнение 1. Климат.
Откройте большой подробный атлас или зайдите на международные географические сайты, например, National Geographic.
Посмотрите карты основных частей света и географических областей.
Антарктида. Саудовская Аравия.Тропические леса Бразилии. Тропические
леса Центральной Калифорнии. Посмотрите, каков на этих территориях
климат, оцените температуры зимой и летом и т.д.
Уделите 15 минут, чтобы записать все климатические условия, которые
вы увидели или о которых успели подумать, глядя на карты, - если вам
проще написать название города, сделайте это. Иногда "Сиэтл" больше
ассоциируется с нужным климатом, чем фраза "северный влажный умеренный
климат". Составьте список всех возможных типов и видов климата и погоды.
Используйте также эпитеты и существительные, чтобы дать характеристику каждому пункту, будто вы сами побывали там.
Сохраните этот список в вашем блокноте. Держите его под рукой, он может вам пригодиться.
Упражнение 2. Физика планеты.
Какую роль вы отведете погоде в вашем мире? У вас задумано много
путешествий, и вы готовы осложнить их героям при помощи бурь и
наводнений? Вам не нужно сейчас знать все это в деталях. Ваша задача
проще - записать десять сюжетных установок, которые связаны с погодой, и
как они повлияют на ход вашей истории или на развитие персонажей.
Упражнение 3. Настроение мира и сеттинга.
Прочтите список из упражнения N1, а затем возьмите чистый лист
бумаги. Закройте глаза и подумайте о том, какие чувства вы хотели бы
испытать, когда вы пишете или читаете свою историю. Запишите четыре
слова, которые способны описать это чувство: два прилагательных, глагол,
и существительное. Теперь вернитесь на страницу со списком
климатических условий, перепрочтите эпитеты, которыми вы их снабжали.
Что-то совпадает? Если это так, у вас есть основополагающий климат,
который мог бы передать все желаемое настроение читателю. Если нет,
попробуйте найти родственные или синонимичные слова.
Если вы потратили 10 минут и не смогли определиться, выберите два климата, которые выражают ваше настроение от сеттинга.
Упражнение 4. Катастрофы и катаклизмы, их роль в истории мира.
В течение 15 минут запишите некоторые из географических особенностей
реальной земли. Запишите, какие "шрамы" может получить ваш мир, какие
хребты образовались в ходе катаклизмов и т.д.
Упражнение 5. Карта.
Упражнение заключается в том, чтобы нарисовать физических контуры
вашей карты, а затем определить по крайней мере три места, пригодных для
жизни ваших людей и нелюдских рас. Вам не нужны названия для них на
данном этапе - мы будем беспокоиться об именах на следующей неделе,
когда мы будем думать о языках наших народов. Просто нарисуйте точку на
карте или, может быть, символическое изображение "домик",
предупреждающее о том, что здесь поселились народы.
Упражнение 6. Расы.
Потратьте 10 минут и выясните, как будут выглядеть люди и
нечеловеческие расы, которые развивались в разных частях вашего мира.
Затем посвятите еще 5 минут и посвятите вопросу взаимоотношений между
ними (войны, союзы, торговли).
Упражнение 7. История.
Проведите 15 минут, излагая основные исторические события минимум последних 100 лет перед началом вашего романа.
Включите в ваш график:
- Даты перехода власти в государствах (через перевороты, смерть
монарха, революции, выборы и т.д.), и был ли переход гладким, если нет -
какие последствия возымел
- Даты, когда уменьшился или увеличился объем природных ресурсов и урожая, к чему это приводило.
- Даты сверхъестественных, магических событий, или событий, обусловленных технологией.
- Каждый из этих факторов оказывает влияние на историю цивилизаций. События могут быть взаимосвязаны.
- Дата истории вашего повествования, возможно, даты рождения персонажей вашей истории.
- Если у вас политически-ориентированный сюжет, то вам потребуется углубить хронологию дальше, чем на 100 лет.
Упражнение 8. Экономика и политика.
Так же, как вы создали график для событий и влияний, теперь
рассмотрим вашу карту на предмет ресурсов и их дефицита. В течение
нескольких минут сделайте несколько пометок на карте, отмечая места,
которые имеют более одного типа ресурсов, и запишите, где наблюдается
острый дефицит тех или иных ресурсов. Возможно, в соответствии с этим
придется подкорректировать хронологию из прошлого упражнения.
Упражнение 9. Язык.
Слушайте, как различные слоги звучат для вас, что вы при этом
испытываете. Запишите некоторые общие сравнения - "Я хочу создать язык
эльфов, звучащий как вода, и язык гномов, звучащий как удары молота по
наковальне". Запишите звуки, которые вы слышите, сидя у природного
источника или подставляя руку под струю воды из крана. Эти звуки можно
сделать "корнями" вашего языка эльфов, и т.п.
Бонусное упражнение:
Если вы хотите, чтобы язык играл важную роль в вашей истории,
посетите страницу упражнения наименования и решите, что делать с именами
ваших персонажей и географических мест. не забудьте отметить последние
на своей карте.
Упражнение 10. Настроение, связанное с цивилизациями.
Какие эмоции у вас вызывают те или иные цивилизации? Какие
культурные особенности они имеют? Какие эмоции и сравнения вызывают у
вас их языки (см. прошлое упражнение)? Подумайте над этим и запишите
возможные тезисы.
Упражнение 11. Фокусировка на главном.
Это упражнение состоит из блоков, которые мы уже рассмотрели и
пришло время рассмотреть их в единстве и отредактировать вновь.
- История: Создайте хронологию более подробную, чем вы
писали (можно расширить ее, например, от 100 до 500 лет). Можете
затронуть жизнь вашего героя.
- Экономика / Политика: Сделайте описание каждого крупного
политического образования (церкви, правительства, царства, фракции,
торгового объединения, гильдии и т.д.) и назовите их сейчас, чтобы вы
могли обратиться к ним по мере необходимости в дальнейшем.
- Названия и язык: Напишитесать краткий глоссарий или
лексикон некоторых общих и важных слов. Запишите перечень географических
названий и пять имена персонажей, которые можно использовать, когда вы
будете нуждаться в них. Если вы хотите, используйте дополнительное время
и заполните вашу карту соответствующими названиями прямосейчас.
Упражнение 12. Что, если?...
Если вы еще не знаете, в каком жанре собрались писать - научная
фантастика, фэнтези, ужасы и т.д. - сейчас лучше определитесь (если
смесь жанров, вам предстоит обдумать грани и признаки каждого из них в
приложении к вашей истории).
Запишите отрывки или зарисуйте некоторые сцены, которые вы уже
знаете из вашей будущей истории. Некоторые из них могут быть уже заранее
определены вами.
- Затем задайте себе трудные вопросы. "Что... если...?" Что
делать, если люди на расстоянии не могут общаться друг с другом
мгновенно, у них нет ни телепортов, ни других магических или научных
способов быстрой связи? Стоит ли вводить такие средства? Какие?
- Думайте о деталях, о жизни своих персонажей. Может что-то должно действовать не так, как в нашем мире, а с точностью до наоборот?
Обсуждайте свои ответы на вопросы "что... если..." с другими, может,
в беседе родятся новые идеи, а вам помогут увидеть ошибки, которые вы
самостоятельно не могли увидеть.
Упражнение 13. Сюжетные зацепки.
Если у вас есть некоторое представление о сюжете, то рассмотрите
карту и запишите минимум десять ключевых, интересных событий, которые
будут развивать ваш сюжет от начала и до конца. Дайте простор фантазии,
может, в первоначальном варианте пора что-то изменить?
Их не обязательно использовать все в романе, но если вы поймете, что
произведение зашло в тупик, вы можете воспользоваться такими
"зацепками".
Упражнение 14. Образование.
Ваши персонажи, и вообще жители вашего мира, нуждаются в образовании и изучении окружающей среды и общества.
Существует ли отлаженная система образования в ваших странах и поселениях?
Чему учатся люди с младых ногтей в этом мире?
Существуют ли школы или университеты? Или только частные уроки?
Какой уровень грамотности в странах вашего мира в целом?
Ответьте на эти вопросы.
Упражнение 15. Отдохните.
День 15 занятий не имеет упражнений, так что - отдохните (мое любимое упражнение).
![](http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2013-03/1363078414_50182831_untitled.jpg)
Упражнение 16. Специальные ограничения.
Чем ограничена магия в вашем мире? Какую цену придется платить за
ее использование? Это зависит от создаваемой вами магической системы,
видения ее.
Могут ли вампиры в вашем произведении выходить на улицу в дневное
время суток? Все эти детали магического и технологического толка нужно
продумать тщательно. Хотя бы те, что будут непосредственно
использоваться в произведении.
Упражнение 17. Настроение фантастических элементов.
Прочтите еще раз список эмоций, которые должен вызывать при чтении книги ваш мир у читателя.
Прочтите еще раз особенности ваших магических и технологических систем.
Вам необходимо увязать их с ожидаемым и нужным настроением.
Возможно, для этого стандартную "Магию" даже придется переименовать.
Действуйте, думайте, экспериментируйте.
Упражнение 18. Фантастические элементы. Взаимодействие с обществом.
Вспомните результаты небольшого упражнения N10.
Как вы охарактеризуете существующие в вашем мире общества и страны?
И как их будет характеризовать доступная им магия или технология?
Поддержат ли это ваши герои?
Как это отразится на истории?
Упражнение 19. Проработка персонажа. Возвращение к "Что, если..."
Вам необходимо проработать своих героев, чтобы они выглядели
реалистичными. Простого описания недостаточно, как и сухих фактов.
Попробуйте поместить их в разные ситуации, используя конструкцию
вопросов "что... если". Это легко и вдохновляюще.
- Что сказал бы незнакомец, если бы пообщался 5 минут с героем?
- Что будет делать герой, если узнает, что его родители - приемные?
- Что делать, если герой встречается с кем-то, в существование кого поверить не в состоянии?
- Что делать, если герой на самом деле не тот, кто он думает?
Это поможет вам и в сюжете, и в проработке характеров.
Упражнение 20. Еще раз о сюжетных зацепках и конфликте.
Вы уже придумали, в чем будет заключаться основной конфликт? В
обычном противостоянии героя каким-то плохим парням? А может в
противостоянии природе, богам, режиму?
Если нет, вернитесь к списку сюжетных зацепок и попробуйте проявить конфликт из них.
Упражнение 21. Флора и фауна.
Ответьте на вопросы.
- Для флоры: Какие растения особенно полезны для вашего
общества? Конопля и лен, например, являются растениями, которые являются
важными источниками неживотных волокон для изготовления одежды,
веревок, и других материалов. Есть ли подобной важности растения в вашем
собственном мире?
Каковы основные сельскохозяйственные культуры вашего народа? Это зависит от региона в первую очередь.
Что считается деликатесами? Зависит от региона. Где-то деликатесом является клубника, а где-то - апельсины.
Какие фрукты и овощи могут быть превращены в алкогольные и лечебные напитки?
Какие растения опасны? У вас есть хищные растения в вашем мире?
- Для фауны: Какие животные особенно полезны в вашем мире? Речь не только о домашних животных, но и о пользе неприрученных для общества.
Кто из животных представляет собой объект для охоты на них людьми?
Или кто из одомашненных животных представляет пищевую ценность (напр.,
свинья или корова)?
Мясо и иные продукты от каких животных являются деликатесом? И где?
Какие животные используются в медицине или разработке лекарств?
Наконец, какие животные являются опасными в вашем мире?
Упражнение 22. География.
Переработайте вашу карту. Возможно, вы захотите добавить новые
детали, изменить некоторые контуры под историю, поменять местами важные
для вас географические объекты и т.п.
Упражнение 23. Пересмотр культур и цивилизаций.
Пришло время подробно описать каждую нацию и народ, каждое
государственное образование и культуру. Сделайте это сегодня, используя
материалы прошлых дней.
Упражнение 24. И вновь о настроении.
Вернитесь назад на несколько упражнений и внесите корректировки
так, чтобы все работало на главные эмоции, которые вы выбрали в самом
начале. Смешная ли, юмористическая история? А может хоррор в стиле
фэнтези? Решать вам.
Упражнение 25. Небесные светила.
Прочитайте эту статью и затем выясните: сколько спутников у планеты
вашего мира? А сколько солнц? Как они называются? Как быстро делают один
круг вокруг земли? Есть ли у вас сцены, в которых луна или солнце
играет определенную роль или их свет необходим?
Упражнение 26. Списки для несоответствий.
После почти месяца строительства мира Вы можете столкнуться с
проблемой противоречивых идей, фактов, которые не выловили прежде, или
сюжетные ходы, которые вы любите, но которые разрушают общее впечатление
и атмосферу.
У меня есть отдельный файл на ноутбуке для отлаживания этих
моментов, которые мне нравится, но которые, возможно, не уместны в
романе.
Также у меня есть файл идей на будущее, которые не реализуются в данном романе, но оставлены на будущее.
Создайте такие же списки и заполняйте при необходимости.
Упражнение 27. Вновь о сюжетных зацепках.
Если у вас до сих пор нет плана сюжета, пора сложить воедино все придуманные зацепки и вехи на пути героев.
Упражнение 28. Что мы упустили?
Подумайте над следующими темами.
- одежда
- продовольствие и кухня
- санитария и гигиена
- болезни, лекарства, медицина
- правоохранительные органы, правосудие, тюрьмы
- домашние животные
и многие другие.
Разнообразьте свой мир прямо сейчас.
Упражнение 29. Персонаж.
Систематизируйте всю информацию о ваших основных героях. Возможно,
вам понадобятся детали их детства или родословная. Раскройте его
характер в соответствии с уже достаточно проработанным миром, как он
впишется в него?
Упражнение 30. Не делайте ничего.
Сегодня самое важное упражнение -
![30 дней создания мира 30 дней создания мира](http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2013-03/thumbs/1363079619_311630_10151012850829775_534003492_n.jpg)
Вам не нужно ничего иного делать, ибо вы заслужили отдых