Литературное произведение принято рассматривать как результат
художественного творчества, закрепленный в художественном тексте. Это
своеобразный способ познания жизни, средство восприятия и воссоздания
действительности. Окружающий мир отражается в искусстве в особой
художественно-образной системе. В художественной литературе слово служит
средством, как говорил М. Горький "пластического изображения”
действительности. Посредством образов литература воспроизводит жизнь во
времени и пространстве, дает новые впечатления читателю, позволяет
понять развитие человеческих характеров, связей и отношений, благодаря
удивительной способности языка создавать художественные образы.
Поэтому редактор для успешного анализа и оценки должен знать коренные
свойства образа как основы произведения искусства.
Художественный образ – выражение образной мысли, ему свойственны
чувственная конкретность, органическая связь с личностью автора,
целостность, ассоциативность и многозначность. Благодаря этому создается
"эффект присутствия”, иллюзия живого, непосредственного восприятия. Это
вызывает у читателя чувства сопереживания, собственного участия в
событиях. В этом – сила воздействия искусства на человеческую личность,
его мысль и фантазию.
Чувственная конкретность образа, как пишет Сикорский, придает
изображаемому явлению наглядность через воссоздание зримых признаков.
Когда описываются внешние или внутренние стороны явления с
использованием слов, вызывающих наглядные представления, читатель как бы
"видит” нарисованную картину в деталях. М. Горький говорил, что
изображаемое должно вызывать желание "потрогать рукой”. Чувственная
конкретность достигается и в том случае, когда нет зрительного
эквивалента явления, но используется "интонационная наглядность”,
которая создает у читателя ощущение протяженности в пространстве,
движения во времени – замедленного или, наоборот, убыстренного, –
показывает динамику мысли, переживания человека.
Органическая включенность личности автора проявляется в том, что
художественный образ несет информацию одновременно и о субъекте, и об
объекте познания. Читатель чувствует или понимает отношение автора к
данному персонажу, событию, как бы сам присутствует в описываемом месте,
сам "видит” происходящее. Значение этого свойства художественного
образа столь велико, что именно в нем видят многие исследователи так
называемый "феномен художественности” – отличительное качество
искусства. Именно это и делает эмоционально-оценочные моменты
неотъемлемой частью в процессе создания и восприятия художественного
образа. Он предполагает сопереживание. Образ обращен не только к разуму,
но и к чувствам. Причем эмоцию может вызвать и создаваемое образом
представление (пейзаж, лицо, поступок), и сам словесный образ как
эстетическая ценность (ритм, аллитерация, рифма и т.д.).
Многозначность и ассоциативность художественного образа состоит в его
способности пробуждать фантазию читателя, активизировать воображение,
оживлять множество ранее полученных впечатлений, представлений,
хранящихся в памяти, рождать ассоциации, давать широкие возможности для
субъективной конкретизации прочитанного. Говоря иными словами, текст
обогащается мировоззрением, жизненным опытом автора и читателя. Он
дополняется ассоциациями и воспоминаниями, воспринятый художественный
образ заставляет читателя "переживать” вновь и вновь прошедшее событие,
ориентируясь на внутреннее отношение к нему. Это еще раз подтверждает
мысль о том, что в образном контексте одни и те же слова для каждого
человека имеют свой смысл, который зависит от его мировосприятия,
воспоминаний детства, воспитания, образования, жизненного опыта.
Свойства художественного образа проявляются одновременно, что дает
право говорить о его целостности, синтетичности. Свойства
художественного образа во многом определяют специфику оценочных
критериев, методику, приемы редакторского анализа, что и определяет
основные особенности работы редактора над текстом.