Научный стиль обслуживает сферу науки, а также сферу
обучения и просвещения.
Основная функция научного стиля — передача логической информации,
доказательство её истинности, и часто её новизны и ценности.
Функция доказательности проявляется в формальной структуре стиля.
Так, в математике аргументация нередко прямо именуется доказательством:
"Доказательство”, "Теорема 5 доказана”. К средствам аргументации
относятся формулы, уравнения, графики. В гуманитарных разновидностях,
например, в лингвистической, типичны текстовые иллюстрации, цитация,
ссылки на авторитетных ученых, сноски.
Научный стиль делится на три разновидности — три подстиля:
* собственно научный,
* научно-учебный,
* научно-популярный.
Собственно научный стиль
1. Важным компонентом лексики являются термины, т.е. слова (или
словосочетания), которые служат обозначением логически сформулированных
понятий, они несут логическую информацию большого объема.
2. В разных языках около 90 % лексики представлено научными и
техническими терминами.
3. В составе терминологии большую роль играют интернационализмы. В
научных текстах они составляют почти половину всех полнозначных слов. К
ним можно отнести: аналог, атрибутивный, ретроспективно, препарировать,
пролонгировать и др.
4. Другим важным компонентом собственно научного подстиля является
общенаучная лексика. Например: число, система, функция, точка,
управление, значение, элемент, процесс, множество, величина, плоскость и
др. Эти слова многократно повторяются в научном тексте.
5. Реализуется в тексте обычно только одно значение многозначного слова.
6. В стилистическом плане лексика однородна — это нейтральные и
книжные (но не высокие) слова.
7. В научном тексте преобладают имена существительные (употребляются в
4 раза чаще, чем глаголы). Высока доля абстрактных слов: время,
движение, явление, отношение, свойство, изменение, распределение,
состояние, влияние и др.
8. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в
форме множественного числа: смазочные масла; красные и белые глины;
большие глубины; низкие температуры; частоты, величины, состояния и др.
9. Научный стиль имеет свою фразеологию, куда относятся составные
термины (солнечное сплетение, прямой угол, точка зрения, точка кипения,
звонкие согласные и т.п.), различного рода клише (состоит из…,
заключается в …, представляет собой…, применяется для… и т.п.).
Господствует логический, книжный синтаксис.
10. Типичны осложненные и сложные конструкции. Часто используются
предложения с однородными членами и обобщающим словом: средствами связи
частей текста служат вводные слова (во-первых, наконец, следовательно и
т.д.).
11. Широко употребительны конструкции с причастными и деепричастными
оборотами, разные типы сложных предложений. Часто встречаются
подчинительные союзы, характерные для книжной речи вообще (благодаря
тому что; вследствие того что; в виду того что и др.)
12. В целом синтаксис строг, стилистически однороден; в нем почти не
остается места для эмоциональных разговорных конструкций.
13. В научных работах, в частности полемических, могут использоваться
эмоционально-экспрессивные и изобразительные средства языка, которые,
как дополнительный прием, на фоне чисто научного изложения заметно
выделяют и придают научной прозе большую убедительность. Например, в
современной работе по радиофизике приводится такое образное сравнение:
Мощность отраженного сигнала при радиолокации планет ничтожно
мала. Представьте себе, что чайник кипятку вылили в океан, а где-нибудь
за тысячи километров вычерпнули из моря стакан воды. По идее вылитый
кипяток "немного” нагрел Мировой океан. Так вот, избыточная тепловая
энергия в произвольно вычерпнутом стакане морской воды того же порядка,
что и энергия принятого сигнала, отраженного от Венеры.
Источник: www.distedu.ru