Плагиат или бродячие сюжеты?
Готовя к переизданию книгу "Малая энциклопндия сновидений", я
столкнулась с теорией бродячих сюжетов и решила разобраться в этом. Вот что
удалось раскопать:
Сюжеты по Кристоферу
Букеру:
1. Из грязи в князи: история обыкновенного человека, который открывает в себе
что-то необыкновенное.
Примеры: Золушка, Давид Копперфильд, Джейн Эйр. Из фильмов: Золотая лихорадка,
Моя прекрасная леди.
2. Приключение(quest): полное трудностей путешествие в поисках труднодостижимой
далекой цели. Примеры: Одиссея, миф про аргонавтов, Копи царя Соломона, Вокруг
света за 80 дней
3. Туда и обратно: какое-то событие вырывает героя/героиню из привычной среды.
Сюжет - их попытки вернуться домой. (Почему Одиссея не здесь, кстати?!) Примеры: Алиса в Зазеркалье, Робинзон Крузо, Машина времени.
4. Комедия: Not just a general term, but an identifiable form of plot which follows
its own rules.
(Все равно
очень скользкое определение). Примеры: Том Джонс, все романы Джейн Остин, В
джазе только девушки.
5. Трагедия: В кульминации главный герой погибает из-за своего недостатка
характера, обычно страсти любовной, или жажды власти. Примеры: Макбет, Фауст,
Лолита, Король Лир.
6. Воскресение: Герой, под властью темных сил или проклятия. Чудо выводит его
из этого состояния на свет. Примеры: Спящая красавица, A Christmas Carol, The
Sound of Music
7. Победа над чудовищем: герой или героиня сражается с монстром, побеждает его
в неравной схватке, и получает сокровище или любовь. Примеры: Давид и Голиаф,
Николас Никлби, Дракула, сюжеты Джеймса Бонда.
The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories, by Christopher Booker.
36 сюжетов Ж.
Польти
Ж. Польти предложил 36 сюжетов, к которым сводятся известные литературные
произведения. Многочисленные попытки дополнить этот список только подтвердили
верность исходной классификации, а именно:
* Мольба
* Спасение
* Месть, преследующая преступление
* Месть, близкому за близкого
* Затравленный
* Внезапное несчастье
* Жертва кого-нибудь
* Бунт
* Отважная попытка
* Похищение
* Загадка
* Достижение
* Ненависть между близкими
* Соперничество между близкими
* Адюльтер, сопровождающийся убийством
* Безумие
* Фатальная неосторожность
* Невольное кровосмешение
* Невольное убийство близкого
* Самопожертвование во имя идеала
* Самопожертвование ради близких
* Жертва безмерной радости
* Жертва близким во имя долга
* Соперничество неравных
* Адюльтер (супружеская измена)
* Преступление любви
* Бесчестие любимого существа
* Любовь, встречающая препятствия
* Любовь к врагу
* Честолюбие
* Борьба против бога
* Неосновательная ревность
* Судебная ошибка
* Угрызения совести
* Вновь найденный
* Потеря близких
*************************************
Еще одно мнение.
Согласно Борхесу существует всего четыре сюжета. Он их описал в новелле.
Новелла "Четыре цикла":
Историй всего четыре. Одна, самая старая — об укрепленном городе, который
штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен мечу и огню, а
сопротивление бесполезно; самый прославленный из завоевателей, Ахилл, знает,
что обречен погибнуть, не дожив до победы. Века принесли в сюжет элементы
волшебства. Так, стали считать, что Елена, ради которой погибали армии, была
прекрасным облаком, виденьем; призраком был и громадный пустотелый конь,
укрывший ахейцев. Гомеру доведется пересказать эту легенду не первым; от поэта
четырнадцатого века останется строка, пришедшая мне на память: "The borgh
brittened and brent to brondes and askes" Данте Габриэль Россетти,
вероятно, представит, что судьба Трои решилась уже в тот миг, когда Парис
воспылал страстью к Елене; Йитс предпочтет мгновение, когда Леда сплетается с
Богом, принявшим образ лебедя.
Вторая, связанная с первой, — о возвращении. Об Улиссе, после десяти лет
скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к
родной Итаке, и о северных богах, вслед за уничтожением земли видящих, как она,
зеленея и лучась, вновь восстает из моря, и находящих в траве шахматные фигуры,
которыми сражались накануне.
Третья история — о поиске. Можно считать ее вариантом предыдущей. Это Ясон,
плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и
моря, чтобы увидеть лик своего бога — Симурга, который есть каждая из них и все
они разом. В прошлом любое начинание завершалось удачей. Один герой похищал в
итоге золотые яблоки, другому в итоге удавалось захватить Грааль. Теперь поиски
обречены на провал. Капитан Ахав попадает в кита, но кит его все-таки
уничтожает; героев Джеймса и Кафки может ждать только поражение. Мы так бедны
отвагой и верой, что видим в счастливом конце лишь грубо сфабрикованное
потворство массовым вкусам. Мы не способны верить в рай и еще меньше — в ад.
Последняя история — о самоубийстве бога. Атис во Фригии калечит и убивает себя;
Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве,
пригвожденный копьем; Христа распинают римские легионеры.
Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать
их — в том или ином виде.
В
литературе глухо упоминаются 14 сюжетов Шекспира, хотя в основном
литературоведы прослеживают цепочки заимствований, начиная с античных авторов.
Магистральный сюжет Шекспира – это действительно отчасти сюжет противостояния
человека и мира, который действительно заканчивается гибелью человека, но
причина этой гибели – отнюдь не в мертвящей власти мира, но в том месте,
которое пытается занять в этом мире главный герой. В магистральном сюжете
Шекспира главное место отведено не просто противостоянию «я» человека и «они»
мира, но «я» человека противостоит прежде всего «Ты» Бога, одновременно
находясь в сложных отношениях с «они» мира и других людей. Магистральный сюжет
трагедии Шекспира также можно определить как теодицею, пытающуюся ответить на
вопрос об истоках зла в мире, и ответ на вопрос об истоках зла в мире у
Шекспира вполне ортодоксальный. Истоки зла в мире – это желание человека
переустроить мир по своей собственной воле, это жажда человека распоряжаться не
только своей жизнью, но и жизнями других людей, и всем миром в целом.
Именно три точки построения магистрального сюжета Шекспира – «я», «Ты», «они» –
составляют ключевую тему его сюжетов.
20 сюжетов Роберта Тобиаса: (Роберт Тобиас Директор департамента
образования в Нью-Йорке, работал в государственных школах в
течение 33 лет в качестве учителя и исследователя методик
преподавания.)
1.Поиск – интрига вовлекает героя в поиск персонажа, места, вещи – реальной или
нереальной, иногда настолько нереальной, что вообще недостижимой, например,
- бессмертия.
2.Приключения( авантюра) – сюжет вовлекает героя, ищущего счастье, в
путешествие, так-как счастье «…никогда не найдёшь дома…», и герой уходит
за ним куда-то по мосту-радуге.
3. Охота – сюжет игры в прятки, один персонаж выслеживает другого.
4.Спасение
– Этот сюжет вовлекает героя в поиски с целью спасения кого-либо или чего-либо;
обычно состоит из трёх основных действующих лиц:Герой, Жертва и Антагонист (
враг).
5.Побег – сюжет описывает героя, заключённого в обстоятельства, в ситуацию , в
тюрьму или куда либо против его воли и желающего сбежать ( за исключением
побега от « своих внутренних демонов»).
6.Месть – взаимоотношения героя и его антагониста из-за причинённого
реального или воображаемого вреда.
7.Загадка
– история, втягивающая героя в поиски ключа к скрытому значению ( смыслу)
чего-либо в ситуации намеренно созданной или имеющей множество смыслов
тайны.
8.Соперничество – история, втягивающая героя в соревнование с кем-либо( его
соперником) за некий объект или амбициозную цель.
8. RIVALRY - plot involves Protagonist competing for
same object or goal as another person (their rival).
9.
Никчёмный Слабак – сюжет затягивает героя в соперничество за объект или цель,
которая даёт великие преимущества или ставит лицом к лицу с полным поражением.
10.Принуждение(вынужденный поступок) – события, по той или иной причине,
вынуждающие героя совершать глупые, неправильные или аморальные поступки.
11.Метаморфозы (превращения) – сюжет заставляет героя внутренне меняться по
ситуации ( рефлектируя в своей внутренней идентификации).
12.Трансформация (перерождение) – сюжет повествует об изменениях в герое в его
путешествии на подмостках жизни, которые приводят его из одного главнейшего
персонажного состояния в совершенно другое(злодей превращается в добрягу).
13.Развитие и созревание – история, которая ставит героя перед лицом проблем,
сотавляющих часть его взросления и, имея дело сними, достичь взрослости(
путь от невинности к опыту).
14. Любовь – сюжет о преодолении героем препятствий на пути к Любви, когда
препятствия преодолеваются всепоглощающей, истинной Любовью.
15.Запретная любовь – история преодоления героем препятствий, созданных
социальным неравенством или различными «табу», что и подпитывает отношения и
иногда находит цену этого преодоления слишком высокой, чтобы быть вместе с
объектом любви.
16.Жертвенность – сюжет содвигает героя на жертвенные действия во имя высшей
цели или идеи, жертва ради любви, чести, милосердия, спасения человечества.
17.Открытия – Сюжет, наиболее эгоцентричный из всех, который вовлекает героя в
вынужденное преодоление великих и внезапных обстоятельств жизни и тем самым
ведёт к открытию чего-то чрезвычайно важного ( и сокрытого), тем самым достигая
наилучшего понимания жизни ( т.е. начинает больше ценить жизнь,ясней видеть
цель жизни, и т.д.)
18.Несчастный случай – который случайно или сознательным выбором героя, толкает
его поменять все ограничения приемлемого поведения на экстремальное
и понуждает иметь дело с соответствующей ответной реакцией ( главным образом,
это сводится к психическим отклонениям личности).
19.Вознесение – история «из грязи в князи», успех и подъём героя благодаря
своей доминирующей личности, черты характера, помогающей достичь успеха.
20.Низвержение – сюжет «из богатства в нищету» имеет дело с падением( крахом)
героя из-за доминирования разрушительных тенденций, превалирующих в его
личности и характере и, в конечном итоге, приводящих к краху.
Далее
находим семь архетипических сюжетов мировой литературы по Карлу Густову
Юнгу.
Карл Густав Юнг различает не столько сюжеты, сколько
персонажи и их действия-функции, т.е. архетипы.
Вот
семь различных архетипов по характеристикам их «действий» и
«решений»:
1. Ведущие персонажи:
Протагонист: «… ведущий сюжета: тот, кто ускоряет действие». Определяется
характеристиками «поиск» и «суждение».
Юнгианский эквивалент: Герой.
Антагонист: «… персонаж полностью противоположный Протагонисту».
«Предотвращение» и «анти-суждение».
Юнгианский эквивалент: Тень и Злодей.
Страж: «… учитель или помощник, который содействует Протагонисту». «Помощь» и
«совесть».
Юнгианский эквивалент: Мудрец, так же иногда называемый в совокупности наставником
или ментором.
2. Ведомые персонажи:
Разум: «… принимает решения и действует основываясь на логике». «Контроль» и
«логика».
Эмоция: «… реагирует эмоциями, бездумно». «Неконтролируемый» и «эмоция».
Закадычный друг: «… неизменной в своей лояльности и поддержке». «Поддержка» и
«вера».
Скептик: «… подвергает сомнению всё». «Противостояние» и «безверие».
Юнгианский архетип-трикстер здесь часто преобладает, так как его задача
спрашивать и бунтовать против обычного порядка вещей.
Причём один персонаж может нести более чем одну роль-архетип. Он может
иметь множество особенностей и чувств. Комплексный персонаж может смешивать
характеристики из нескольких разных архетипов.
В
дальнейшем , в работе « Алхимия сновидений» эти персонажи
трансформировались в следующий перечень :
Великий Отец
Великая Мать
Тень( Трикстер)
Анима
Анимус
Ребенок
Мудрец
Надо
сказать, что в умах просвещённой публики существует путаница понятий – сюжет и
фабула, и действительно, все справочники и литературоведы с киноведами, а также
сомнологи как-то путают эти два понятия. Вот какую формулировку
даёт Б. В. Томашевский: «Фабулой называется совокупность событий,
связанных между собой, о которых сообщается в произведении… Фабуле противостоит
сюжет: те же события, но в их изложении, в том порядке, в каком они сообщены в
произведении, в той связи, в какой даны в произведении сообщения о них» (Б.
Томашевский «Теория литературы. (Поэтика)» Л., 1925 г., стр. 137). А вот
что сказано по этому поводу в интернете : « С вопросом о сюжете обстоит в кино
столь же неблагополучно, как и в литературе: сюжетными считаются вещи, в
которых есть сложный фабульный узел. Но фабула ведь не сюжет…»
В 1921—30 литератор профессор Института истории искусств. Ю.Н. Тынянов
выступает как литературовед и литературный критик, публикует книги «Достоевский
и Гоголь (к теории пародии)» (1921), «Проблема стихотворного языка» (1924),
представляющую наиболее его проработанную теоретическую работу, сборник статей
о литературном и кино, где пишет:
«Под фабулой обычно понимают фабульную схему. Правильнее считать фабулой
— не схему, а всю фабульную наметку вещи. Сюжет же — это общая динамика вещи,
которая складывается из взаимодействия между движением фабулы и движением —
нарастанием и спадами стилевых масс. Фабула может быть просто загадана, а не
дана; по развертывающемуся сюжету зритель может о ней только догадываться — и
эта загадка будет еще большим сюжетным двигателем, чем та фабула, которая
воочию развертывается перед зрителем. Фабула и сюжет эксцентричны по отношению
друг к другу.»
Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977. - С. 324-325.
Вы что-нибудь поняли? Я – нет, хотя Тынянов очень авторитетный автор
В рассуждении же о сюжете и фабуле,
хочется снова вернуться к «магистральному» или, как нынче говорят – to
the mainstream - к мейнстриму Шескспира. Мне представляется, что
мейнстримом его творчества являются человеческие страсти:
Жажда власти – Макбет, Король Лир, Укрощение строптивой, Буря, Антоний и
Клеопатра, все исторические Хроники
Ревность - Отелло,
Гамлет, Сон в летнюю ночь,
Алчность – Венецианский купец
Всепоглощающая любовь – Ромео и Джульетта, Собака на сене, Сон в летнюю ночь,
Конец – делу венец, Цимбелин
Отдельно стоят Комедия ошибок и Слуга двух господ – путаница на основе мнимого
или действительного двойничества,а также - Два веронца, 12-ая ночь, Как
вам это понравится.
Причём, именно в драматургии Шекспира фабула такова, что очень трудно вычленить
сюжет, как правило, в одном произведении задействованы 3 сюжетные линии,
как, например в комедии Сон в летнюю ночь
Но именно поэтому , что в основе шекспировских произведений лежат
непреходящие, гипертрофированные человеческие страсти, - они так актуальны
и сегодня, и не зря новаторы-режиссёры переносят шекспировские
драмы и сюжеты в нынешнюю парадигму.
По
моей собственной классификации в повествовании существуют всего 2 (две)
составляющие и одно условие:
1-ое: фабула - это Путь(Дорога);
2-ое: сюжет - это Событие (Случай);
Условие – это отсутствие или присутствие
Рассказчика в них.
Путь(Дорога) – это жизненный
Путь, хронология Событий, путешествие на небо, в ад, в параллельный мир,
в прошлое, в будущее, просто по миру для удовольствия, вынужденное
путешествие, бегство, поиск, путь обратно домой.
Путь-
поиск чего-либо : врага, друга, сокровища, потерянного
любимого, поиск решения, научного открытия, родственников, ответа на
вопрос, духовный поиск и поиск самого себя, как внешнего, так и внутреннего.
Событие (Случай счастливый или
несчастный) – это встреча с любимым, с Богом, волшебником, Чудищем, животным,
с двойником; катастрофа, война, эпидемия; потеря или находка
чего-либо, выигрыш, открытие, откровение-видение, Глас Божий, увечье;
рождение , смерть, свадьба, измена-предательство; внезапное обнаружение
себя и всей мизансцены в самых разных местах – на горе, под землёй, в доме,
школе , в воде, в небе, на троне, в туалете, на крыше, на улице , в транспорте
разнообразнейшем, в ином мире…
Рассказчик – его ментальное или физическое присутствие в сюжете.
Ментальное – когда рассказчик не присутствует при событии и не участвует в
действии, просто знает и рассказывает устно или письменно.
Против
этого очень возражал Ф.М. Достоевский, он писал в своих литературоведческих
статьях : «…что, автор под столом сидел, всё видел и
слышал и – вот, рассказывает? Откуда он знает, что делал и, тем
более, что думал герой». Такое повествование задействовано у многих
писателей, у Толстого, например – Наташа подумала…, князь Андрей почувствовал…,
Анна Каренина знала в глубине души… Сам же Достоевский, в «Бесах»
например, ведёт повествование от имени некоего жителя города Скотопригоньевска,
знающего всех и вся и, если он сам не присутствует при неких
перипетиях романа, то всегда в тексте читаем: «…мне рассказывал такой-то,
который видел (слышал, узнал от имярека, случайно наблюдал издали и
пр.) сцену или событие, или ему кто-то из действующих персонажей
доверительно сообщал, как было дело и что он ( персонаж) подумал и
почувствовал, и как решил действовать дальше. Тот же приём и в «Братьях
Карамазовых», причём очень ненавязчиво, многие читатели и внимания не обращают,
т.е. Рассказчик у Достоевского физически присутствует, но пассивно, в действии
не участвует, просто наблюдает и выслушивает других.
Активное же физическое присутствие происходит в повествовании от
первого лица, и там Рассказчик предстаёт инициатором, субьектом или объектом
Событий в Пути, понимаемом широко, как развитие Событий в действии во времени и
пространстве.
В кино же Рассказчики, вернее Показчики – режиссёр,
операторы, актёры, и Наблюдатель - зритель; иногда
правда, присутствует и буквальный рассказчик в виде Голоса,
комментирующего события. И, наверное, скоро настанет время интерактивного
кино, когда зритель сможет принимать участие в событиях трёхмерного экранного
действия и влиять на ход повествования. Вот это будет КОШМАР, тогда иллюзия и
реальность проникнут друг в друга, а потом поменяются местами. Не хотелось бы,
но «прогресс» не остановить…
Источник: http://www.proza.ru/avtor/safarova |