Анализируя текст, редактор должен видеть, где координация целого и
частного (целого произведения и его частей, отдельных героев) получилась
полной и совершенной, где – неточной или нарушенной. Для этого ему
приходится пройти "дорогу созидания”, которой шел автор, а кроме того,
предвосхитить характер воздействия произведения на читателя. Здесь важно
правильно выбрать "отправную точку” анализа. Последовательность анализа
такова:
Осмысление замысла автора. Редакторы
часто отождествляют замысел с идеей, темой произведения, формулируют в
виде тезиса. Однако художественный замысел гораздо сложнее. Л.Н. Толстой
определял искусство как деятельность человека, когда один человек
сознательно художественными средствами передает другим свои чувства, а
другие люди заражаются этими чувствами и переживают их. Поэтому
поэтический замысел воплощается во всей ткани произведения, реализуется в
художественных образах, опирается на ассоциативность, эмоциональную
оценочность образов, воспринимается читателем "между строк”. Замысел
возникает у писателя чаще всего тоже в виде конкретно-чувственного
образа. Подкрепленный жизненным и нравственным опытом художника, его
мировоззрением и мироощущением, он рождает и проблему, и тему, и жанр, и
сюжет – то, что Н.М.Сикорский называл "координатами художественного
мышления”. "Разглядеть” замысел автора – задача для редактора непростая.
Но он обязательно должен понять то основное, что хотел передать автор
своим читателям, ради чего взялся он за перо. Ведь замысел – исходная
точка творческого процесса, а для редактора она – отправной момент
анализа. Редактор словно движется в обратном по отношению к мысли
писателя направлении: от готовой системы художественного текста — к
замыслу, этому стержню поэтической мысли.
Оценка актуальности замысла, возможность реализации его в данном
содержании – следующая задача редактора. Сегодня речь не идет о его
идеологическом наполнении. Важно установить интересен ли замысел,
актуален ли, достаточно ли художественно реализован. И тогда дело
редактора – помочь автору в улучшении текста, если оно требуется.
Направление работы редактора зависит от его подхода к рукописи. Тут надо
помнить о двух "подводных камнях”: редактор "зацикливается” на замысле и
оценивает только его, оставляя без внимания реальную ткань
произведения. Или он видит лишь "что получилось”, и не анализирует
задачи, которые ставил перед собой автор. А это вредит будущему изданию.
Если все элементы произведения не работают на замысел, то сила его
эмоционального воздействия может сильно снизиться и не достигнуть цели.
Например, лирические отступления, прекрасно написанные, но не помогающие
усилению главной задачи произведения, могут лишь рассеять внимание
читателя и ослабить в итоге художественный эффект. Например, если идея
автора реализуется через положительного героя, то словесные
характеристики этого персонажа должны тоже давать положительный образ.
Слова не должны вступать в противоречие с замыслом.
Анализ отдельных компонентов произведения – тематики, сюжета, речи
персонажей и др. – не менее значимая задача редактора. Главное здесь –
уловить своеобразие структуры конкретной работы и показать, где решение
образов, ситуаций не соответствует замыслу, творческой манере писателя,
общему строю произведения. И помочь автору устранить эти несоответствия.
Таким образом, характер творческого процесса создания художественного
произведения и восприятия отдельных его "составляющих” читателем
объясняет "возвратно-поступательный” ход редакторского анализа текста.
Редактор постоянно переходит от рассмотрения и оценки частных элементов –
сюжетных, стилевых – к соотнесению их с замыслом, поэтической
структурой, общим звучанием целого произведения.