Дата: Пятница, 14.11.2014, 15:57:39 | Сообщение # 1
Буква
Группа: Новые участники
Сообщений: 8
Статус: Offline
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ СССР. Часть 3. 1. Учредительное Собрание Верховная власть в России после корниловского переворота осуществлялась Военным Правительством, сформированным на Совете Спасения России (ССР) из лояльных новой власти бывших членов Временного Правительства, Государственной Думы и доверенных лиц лично Корнилова как военных, так и гражданских. Так, министром иностранных дел был оставлен кадет (конституционный демократ) Милюков П.Н, министерство внутренних дел поручено адмиралу Колчаку А.В., министром финансов назначен ещё царский сановник Коковцов В.Н. К весне 1918 года специальная комиссия из представителей партий, бывших думских деятелей и военных представили на утверждение ССР Программу и методологию выборов в Учредительное Собрание. Первый вариант проекта Положения о выборах в Учредительное Собрание было готов ещё в августе 1917-го, как раз накануне корниловского выступления. Из-за последовавшего затем стремительного развития событий и коренного изменения обстановки как внутри страны, так и за рубежом пришлось эти Положения еще раз основательно переработать. Согласно новой Программе по выборам и деятельности Учредительного Собрания его предстояло созвать по завершению Петроградской мирной конференции и установлении окончательных новых границ империи. На территории страны устанавливались 85 избирательных округов и один за границей – во Франции, во французском экспедиционном корпусе. Число избранных делегатов варьировалось относительно количества населения страны на момент подписания мирного договора: предполагалось выбирать по одному делегату от примерно 250-300 тысяч жителей. Выборы предполагались прямые, тайные, всеобщие, в которых принимают участие лица обеих полов не моложе 21 года, за исключением признанных недееспособными по суду и каторжных преступников. К последним относились арестованные или объявленные в розыск лидеры большевиков. Выборы предполагалось провести в течение двух недель в июле 1918 года, но по различным причинам (в т.ч. демобилизация) они растянулись на месяц, и окончательные итоги были оглашены только в августе того же года. Всего к середине сентября в Петроград съехалось 593 делегата. Мандаты по партийной принадлежности делегатов распределялись следующим образом: партия социалистов-революционеров (эсеры) получила большинство в Собрании – 33%; далее следовали конституционные демократы (кадеты) – 27%; социал-демократы (легальные марксисты) – 18%; октябристы – 7%; меньшевики – 4%; независимые делегаты, в том числе монархисты – 9%; различные национальные партии и организации меньшевистского толка – 2%. На первом заседании председателем Всероссийского Учредительного Собрания был избран лидер эсеров Чернов В.М., сопредседателями - лидеры кадетов Шингарёв А.И. и социал-демократов Мартов Ю.О. Делегатами Учредительного Собрания были выбраны такие известные личности, как Керенский А.Ф., казачьи атаманы Дутов А.И. и Каледин А.И., естественно, сам Корнилов, несколько прославленных генералов – Юденич Н.Н., Крымов А.А., Деникин А.И., бывшие думские деятели – Родзянко М.В., Гучков А.И., Львов Г.Е.; от легальных марксистов много новых для политической авансцены России лиц - Бухарин Н.И., Зиновьев Г.Е., Пятаков Г.Л. Первые заседания были посвящены формированию комитетов и рабочих комиссий по конкретным направлениям, как-то: разработка проекта Конституции, предложений по государственному устройству России, системе власти и её преемственности, подготовке насущной для страны земельной реформы, предложений по национальному вопросу, по реальному разделению и независимости ветвей власти и так далее. На период заседаний Учредительного Собрания высшую власть в стране продолжали осуществлять военные, то есть действовало Военное Правительство и Совет Спасения России во главе с генералом Корниловым. Предполагалась передача властных полномочий от военных вновь создаваемым легитимным законно избранным органам. Параллельно с заседаниями Учредительного Собрания восстановлены созданные ещё при самодержавии комиссии по назревшим и неотложным гуманитарным реформам, как-то: переход страны на Григорианский календарь, оптимизация и упрощение грамматики и правописания русского языка, введение в России метрической системы мер. Отдельная Рабочая группа при Собрании занималась вопросом перспективного переноса столицы из Петрограда в глубинные районы страны, не восточнее волжского бассейна. Предполагалось в течение 10 лет вывезти всю центральную бюрократию в один из относительно небольших городов, предварительно подготовив необходимую инфраструктуру. Тем самым не только предотвращалось неизбежное в будущем раздувание населения действующей столицы, но и достигалась бы экономическое развитие нового центра и всего прилегающего региона. Из многих вариантов комиссия остановила свой выбор на старинном Муроме, городе на судоходной Оке, расположенном между Москвой и Нижним Новгородом на пересечении нескольких железнодорожных линий. Наконец, 7 ноября 1918 года (по новому стилю) был опубликован окончательный вариант Манифеста Учредительного Собрания. Согласно Манифесту в России устанавливалась республиканская форма правления парламентского типа – Российская Республика. Высшим законодательным органом республики является избираемая раз в четыре года Государственная Дума. Первый созыв Государственной Думы состоит из делегатов Учредительного Собрания. Заседаниями Думы руководит Гласный думы и два его товарища (заместители). Исполнительным органом является Кабинет Министров. Высшим должностным лицом в государстве становится, таким образом, председатель Кабинета Министров – Премьер-министр, которого выдвигает на пост победившая на выборах фракция или коалиция. Премьер формирует кабинет министров. Первым Премьер-министром становится лидер фракции социалистов-революционеров В.М.Чернов, который и распределяет министерские портфели как среди представителей своей партии, так и среди политических «тяжеловесов» из других партий и независимых. Военным министром становится широко известный в военных и политических кругах страны популярный «октябрист» Гучков, министром финансов назначается М.Спиридонова (от эсеров), министром иностранных дел остаётся кадет Милюков. Правопорядок в стране поручено обеспечивать министерству внутренних дел, в ведении которого находились полиция и корпус внутренней стражи (жандармерия-госбезопасность). Министром назначен эсер Н. Авксентьев. Внешняя разведка передавалась в ведение министерства иностранных дел, военная разведка и контрразведка оставались в ведении Генерального Штаба. Военно-морские силы подчинялись адмиралтейств-коллегии. Интересным было решение Собрания о судьбе бывшего императора и его семьи. Движимое и недвижимое имущество гражданина Романова Н.А., земли царской короны и угодья подлежали национализации. Царю как полковнику русской армии с многочисленными иждивенцами полагался определенный пенсион. Для жительства был предложен флигель одного из дворцов под Петроградом, но Николай предпочёл воспользоваться приглашением двоюродного брата английского короля Георга и перебрался в Англию. По состоянию здоровья генерал Корнилов не смог присутствовать на заседаниях Учредительного Собрания. Накануне Корнилов был серьезно ранен при очередном на него покушении боевиков левацкой группировки. Следствие помимо непосредственных исполнителей акции установило и арестовало организаторов покушения. Это были известные деятели боевого крыла РСДРП(б) Ф. Дзержинский (клички Юзеф, Астроном) и бывший налётчик И. Джугашвили (клички Коба, Сталин). Нити заговора вели к большевистскому руководству в Стокгольм, но доказать причастность самого Ульянова-Ленина не удалось. Заговорщики были выловлены, осуждены к каторжным работам и отправлены на строительство железной дороги Салехард – Игарка. Корнилов письменно обратился к Учредительному Собранию с отказом от любой политической деятельности и от любых постов в Правительстве. Ему было предложено возглавить Генеральный Штаб, что и было принято. Получилось как у Шекспира: «Мавр сделал свое дело – мавр может уходить». Корнилов повернул ход истории вспять, но теперь для мирного времени требовались другие лидеры и герои. Корнилову было преподнесено единственное в своем роде звание «Спаситель Отечества». Начиная с 7 ноября 1918 года, когда Учредительное Собрание стало Государственной Думой, и во властные полномочия вступил вновь сформированный Кабинет Министров, начала действовать Конституция Российской Республики, по которой, в частности, устанавливался национальный флаг – триколор, гимн «Славься» на музыку Глинки и герб – двуглавый орел. Россия декларировалась как государство унитарного типа с особым статусом Финляндии и зоны Черноморских проливов, разделенное на губернии, области и наместничества (Кавказ, Туркестан). В целом Конституция Российской Республики была составлена на основе опыта действующих основных законов европейских стран и США, а также основных положений достопамятного императорского Манифеста от 7 октября 1905 года, то есть, гарантировала все свободы, неприкосновенность личности и жилища, независимое судопроизводство, право на защиту, на труд, бесцензурную печать и т.д. День 7 ноября объявлен главным национальным праздником – День Согласия.
2. Финансово-экономические реформы 20-х годов, земельный вопрос. Первый Кабинет Министров был сформирован блоком левых партий социалистического характера - социалистов-революционеров и социал-демократов. Конституционные демократы, октябристы, ряд правых партий составили думскую оппозицию. Отсюда экономическая политика первого гражданского послевоенного правительства носила ярко выраженный социальный характер так называемого классового партнерства. Правительство законодательно устанавливало взаимоотношения работодателя и наемного работника: гарантировался 8-ми часовой рабочий день, водился ряд ограничений женского и особенно детского труда, изучался опыт промышленно развитых стран по внедрению на предприятиях элементов медицинского и социального страхования, проводились исследования и опыты по пенсионному обеспечению не только госслужащих, но и работников частных производств. В области собственно производства правительство проводило масштабные мероприятия по национализации наиболее важных в военном и промышленном значении частных заводов, фабрик, верфей и пр. Так, на базе Бакинских нефтепромыслов «Товарищества Нобеля» создавался государственный трест «Рускеросин», возглавить совет директоров которого было поручено бывшему хозяину (с выплатой положенных компенсаций и бонусов). По тому же принципу национализировались железные дороги. На территории страны действовали объединенные железнодорожные тресты Сибири «Желдорсиб», юга страны «Югжелдор», центра «Центржелдор», запада и северо-востока. Угольные объединения частных промышленников также постепенно переводились на госсобственность. Так, трест «Продуголь» становится госконцерном «Госуголь» и т. д. То есть, в России проводятся обычные для социалистов экономические мероприятия по национализации основных отраслей экономики и социализации производственных отношений между трудом и капиталом. По окончании войны финансовая система России, как, впрочем, и всех европейских стран, находилась в сильно подорванном состоянии. Как уже указывалось, на войне нажились только Североамериканские Соединенные штаты. Золотой стандарт рубля, установленный Витте ещё в конце 19 века, канул в прошлое. По стране имели хождение еще царские кредитные билеты (ассигнации) и серебряные монеты (золото припрятано), а также кредитки Временного правительства (керенки). Послевоенный рубль по покупательной способности в разы уступал довоенному. С 1919 года в России вводятся в обращение новые кредитные билеты банка России образца 1918 года, а также монеты из медно-никелевого сплава и серебра, с постепенным изъятием из оборота купюр предыдущих правительств. Новый русский рубль становится свободно конвертируемым на финансовых рынках, мало того, в приграничных странах его охотно принимают к расчетам и на бытовом уровне. В Польше, Румынии, Болгарии, Турции, Персии, Монголии (здесь вообще не было собственной валюты), Северном Китае русский рубль имел параллельное хождение с национальными валютами этих стран. Если Россия ещё до войны 13% бюджета выделяла на выплату внешних долгов (в основном, Франции), то теперь, с учетом процентов и, главное, военных долгов той же Франции, Великобритании, а теперь еще и США, доля долгов вырастала до 40 %, что было непосильным бременем для экономики страны. Впрочем, такие же трудности испытывали все европейские участники мировой бойни – и победители, и побежденные. Естественно, ситуация в Германии была значительно хуже из-за необходимости выплаты репараций. Для разрешения финансового кризиса и выхода из тупика неплатежей в начале 1919 года была созвана конференция всех европейских государств, а также США, Японии и британских доминионов. Результатом конференции стало еще одно списание репараций Германии, но, главное, странам удалось договориться о списании взаимных долгов и претензий, возникших за время войны, а это, в основном, были именно долги, претензии и контрпретензии за военные поставки. Оставались долги всех европейцев перед США. Здесь по плану американского банкира Дауэса американские банки пошли на дополнительное кредитование европейской (и русской), а, главное, немецкой промышленности с тем, чтобы оживить производство и, стало быть, получить со временем и по старым долгам и по новым. Долги перед США предстояло погашать в течение 30 лет, в основном, поставками сырья и материалов. Взамен европейцы были вынуждены покупать американскую промышленную продукцию, что со временем неизбежно должно было привести к глобальному столкновению интересов. В этих условиях наиболее тяжелая обстановка складывалась, естественно, в экономиках побежденных стран. Выплата репараций вкупе с расстроенным за время войны хозяйством, не позволяли восстановить расширенное воспроизводство в должной степени, практически все приращение национального продукта уходило за рубеж. Нарастала инфляция, население, особенно рабочий класс, «погружалось в пучину бедности», что было чревато социальными взрывами. И уже какие-то подозрительные личности в пивных призывали к бунту и реваншу. Немецкие рабочие и инженеры, ученые, работавшие до сей поры на войну и выдававшие невиданные доселе и изумлявшие мир достижения германской технической мысли – подводные лодки с практически неограниченной автономностью, бомбардировщики с невиданной и недостижимой тогда бомбовой нагрузкой в 2 тонны, крупповские орудия большой мощности, различные усовершенствования в радиоделе, электротехнике, металлургии, химии – все они оказались теперь невостребованны. Безработица на гражданских производствах доходила до 50%, а уж про военные и говорить не приходилось. Как известно, в России – в Малороссии, в Крыму и, особенно, в Поволжье – жили компактные группы немцев-колонистов еще со времен Екатерины II, причем весьма многочисленные, до 2 миллионов человек. В 1919 году русское правительство в целях восполнения потерянных за войну инженерных кадров (прапорщики и поручики военной поры) приглашает на работу в Россию на казенные и национализированные предприятия безработных немецких специалистов. Также разрабатывается и реализуется программа по привлечению избыточного немецкого населения на постоянное жительство в России, в основном, на территориях Южного Урала, Оренбуржья, Алтая. Из голодной Германии немцы едут охотно, тем более, зная о почти 200-летней истории своих соотечественников на русской земле. Поговорка: «Немец, что палка: где воткнут, там и прижился» - сработала и здесь, и первые тысячи семей колонистов потянулись на новое место жительства. Русские университеты и высшие учебные заведения, как старые, довоенные, так и новые, образованные в годы войны и сразу по её окончании, охотно брали на службу немецких доцентов и профессоров. Тем более, что послевоенная индустриализация требовала увеличения выпуска специалистов с высшим и техническим образованием, для чего создавались новые учебные заведения, в которых остро ощущался дефицит преподавательских кадров. Вот таким нестандартным образом решалась в новой России проблема кадров. Земельный вопрос решался в рамках крестьянской программы партии эсеров: землю – крестьянам, но соразмерно имеющейся рабочей силе, количеству «едоков» в семье, наделы - соответственно климатическим зонам страны и т. д. Бывшие землевладельцы (помещики) получали компенсацию за земельные секвестры. Поощрялось хуторское (фермерское) хозяйство, кооперация. То есть, называя вещи своими именами, продолжались те самые «столыпинские» реформы, только назвать их именем зверски убиенного эсерами же царского премьера ещё не решались. Становилось очевидно, что без крупного фермерского (кулацкого) хозяйства России не выдержать конкуренции с мировыми сельхозпроизводителями. И не только по валовым, но и по относительным показателям. Поэтому поощрялось создание крестьянских банков, льготное кредитование крупных хозяйств и выдача небольших ссуд мелким, поставка техники, семян и материалов с участием государства. Для активизации развития той или иной отрасли сельского хозяйства, особенно при выращивании технических культур, в том числе хлопка в Туркестанском крае, устанавливались льготные тарифы и особые закупочные государственные цены. Поощрялась и продолжалась столыпинская политика переселения избыточного населения центральной России в Сибирь и на Дальний Восток. Этому процессу (заселению огромных пустующих пространств) новым правительством уделялось первостепенное внимание. Стратегическая необходимость развития промышленности и, соответственно, сельского хозяйства Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, Камчатки, Сахалина была очевидной. Продолжились начатые еще до войны геодезические изыскания по прокладке железной дороги БАМ (Байкало-Амурской магистрали) от Тайшета до порта Ванино (реально так и было, ещё до Первой мировой прокладывали будущую дорогу). Строились дополнительные разъезды и станции как на КВЖД в Маньчжурии, так и на построенной за годы войны альтернативной железной дороге на Владивосток непосредственно по территории России вдоль Амура. Помимо прочих, усовершенствовалась ветка от Петрограда на Мурман, вблизи которого разворачивалось строительство базы будущего Северного флота. В 1921 году в России разразился первый правительственный кризис. Правительство левых социалистов, имея большинство в Думе, проводило широкие социальные преобразования, ложившиеся тяжким бременем на еще неокрепший послевоенный бюджет. Необходимость выполнения предвыборных обещаний по социальным выплатам, страхованиям, льготам, по пенсионным накоплениям накладывались на финансирование необязательных на этом этапе государственных проектов по мелиорации в Туркестане, осушению болот Полесья и т.п. Репарации с Германии поступали крайне нерегулярно и во все меньших объемах, все они уходили на выплаты ветеранам и инвалидам войны. На бюджет также давили обязательства по выплате еще довоенных долгов, особенно Франции. Правительство Чернова, постоянно сталкиваясь с бюджетным дефицитом, уже не получало необходимой поддержки при голосованиях в Думе. Наконец, при обсуждении вопроса о дополнительной эмиссии кредитных билетов, что грозило разогнать инфляцию, социалисты не получили необходимого количества голосов. Премьер Чернов поставил вопрос о доверии правительству и в результате ему пришлось подать в отставку. К власти пришла правая коалиция из кадетов, октябристов, части социалистов и независимых. Премьером с мая 1921 года становится кадет П.Н. Милюков. Он проводит курс на стабилизацию рубля, для чего пополняет бюджет с помощью приватизации части ранее национализированных предприятий, особенно в нефтяной и металлургической промышленности. Государственное управление уже тогда проигрывало частному в гибкости и эффективности, плодя, к тому же, дополнительную, и без того разросшуюся, бюрократию государственных чиновников-управленцев. С этого момента Дума и Кабинет Министров приобретают классический вид блоков правых и левых партий (они же либералы и консерваторы в британском исполнении), которые, сменяя друг друга в период правительственных кризисов, не дают застояться политической жизни. В противном случае, без конкуренции, жизнь эта превращается в стабильное, зловонное, коррупционное болото. Милюков решает проблему выплаты старых французских долгов следующим образом. Во время войны во Франции воевал русский экспедиционный корпус (малиновые гусары – по цвету петлиц), и не просто воевал, а был бросаем в самое пекло: зачастую французские зуавы шли за русскими солдатами во втором эшелоне, и те прокладывали им дорогу к немецким траншеям своими телами. До 50 тысяч русских солдат и офицеров были отправлены за годы войны на Западный фронт и в Салоники, несколько тысяч из них так и остались лежать в чужой земле, овеянные бессмертной славой. Русские части, отличившиеся в боях на заключительном этапе войны при прорыве немецкого фронта, сами французы назвали «Русский легион чести» (так и было, но теперь забыто всеми). Франция в обмен на такую «услугу»! царского правительства отправляла в Россию предметы материально-технического снабжения и устаревшее вооружение, такое, как практически однозарядные винтовки Лебеля. Новое русское правительства выставило Французской республике встречный счет за убитых и раненных русских солдат, и счет этот перекрывал все долги с процентами. Французы схватились за голову, после длительных переговоров все же удалось добиться реструктуризации долгов (в основном, частным держателям русских довоенных облигаций) и снижения до нуля процентов по ним.