[ Писателям · Поэтам · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Plotnick  
Крушение русских галер Глава 8
studenhДата: Понедельник, 24.02.2014, 17:53:15 | Сообщение # 1
Буква
Группа: Новые участники
Сообщений: 8
Статус: Offline
КРУШЕНИЕ РУССКИХ ГАЛЕР.
Глава 8. Последствия ига (часть 2).
Принято считать, что иго закончилось стараниями Ивана III в 1480 году «стоянием на Угре». За несколько лет до этого Московию посетил венецианский дипломат, отмечавший, как при вступлении в Россию (именно уже в Россию, а не в Московию или, тем паче, мифическую Тартарию) их отряду в лесу попались несколько русских (именно русских, а не тартаров и московитов), «бывших в ужасном страхе перед татарами». Заметим себе –«в ужасном страхе». Венецианец удивлялся огромному количеству «коровьего и свиного мяса», продаваемого в Москве, а ещё больше «невероятным морозам, так что люди по 9 месяце в году подряд сидят в домах». Ещё одно интересное и важное замечание: «Русские очень красивы, как мужчины, так и женщины, но вообще это народ грубый». Вот так: красивы, но грубы! – И, кажется, через 600 лет эти определения всё ещё имеют силу. Не могу не привести цитату: «…Их жизнь протекает следующим образом: утром они стоят на базарах примерно до полудня, потом отправляются в таверны есть и пить; после этого времени уже невозможно привлечь их к какому-нибудь делу». – Любопытные и знакомые характеристики, не правда ли? – а ведь минуло почти 600 лет.
В первой четверти 16 века, то есть через 50 лет по завершении ига, в Москву прибывает посол Священной Римской империи (Германской) некто Герберштейн – весьма образованный и учёный человек того времени, знавший, помимо всего прочего, «славянский язык». То есть тогда ещё все славяне говорили на примерно едином наречии и Герберштейн, зная язык соседних немцам чехов, мог свободно общаться и с русскими. Что же удивляло и изумляло продвинутого иностранца в обычаях московитов относительно привычной ему Западной Европы?
Отметим любопытный факт: автор описывает Московию, «которая является главой Руссии и …владычествует над Скифией». Как видим, о Тартарии образованный европеец речи не ведёт, но упоминает уже подзабытую современниками Скифию, часть территории которой и занимает Руссия-Московия. Герберштейн весьма оригинально считал, что слово «Россейя» на языке русских означает рассеянность и разбросанность в смысле расстояний и величины территории – и это, наверное, тысяче-первая гипотеза происхождения названия Русь-Россия. Описывая владения Руси-Московии и её соседей, автором подтверждается, что жители Литвы были по большей части русские, Волгу, оговорившись, называет «Ра» - по древнему арийскому имени великой реки. (Между прочим, всем известный египетский бог солнца Ра был назван так не случайно и именно пришельцами с Севера – на то есть вполне достоверные гипотезы). И уже тогда Герберштейн прознал, что «русские призвали своих князей» (имеется в виду Рюрик со товарищи) из неких «вагрийцев» с Балтийского (Варяжского») побережья – они же вандалы (?) – «употреблявших русский язык и имевших русские обычаи». –(ну, а я что говорил?!). Вот на это обстоятельство наши «западники» почему-то не обращают внимания уже почти 500 лет – видно, не влазит оно в их норманнскую теорию.
Имперский посол, описывая московские нравы и обычаи, вполне беспристрастен, как говорится, ничего личного, только факты, а они, увы, неутешительны. Политический строй Руси – сформировавшаяся при Иване III в ходе борьбы с удельными князьями абсолютная монархия, неограниченная никем и ничем. «Властью, которую он применяет (речь о царе Василии, отце Ивана Грозного) по отношению к своим подданным, он легко превосходит всех монархов всего мира». Царь волен распоряжаться жизнь и имуществом всех, воля государя – воля Божья! В Европе монархии установлены повсеместно, за исключением итальянских городов-республик и Ганзейского союза, но, как правило, сюзерены ограничены в необъятности прав где парламентом, где генеральными штатами, где кортесами, сеймами, да и просто дворянским собранием (Польша). У нас же нет – царь есмь выразитель воли Божьей на Земле и что ему взбредёт в голову (не всегда разумную), то и есть высшее благо: « молчать! – а не то на дыбу!». Интересная цитата из книги: «Неизвестно, или народ по свое загрубелости требует себе в государи тирана, или от тирании государя самый народ становится таким бесчувственным и жестоким». Эту фразу надо бы над Кремлём золотом впечатать, ибо весь 20, да и 21 век попадает под это определение взаимодействия власти и народа в России: что 500 лет тому, то и ныне…
И нам вот здесь кроме ордынского, монголо-татарского 250-летнего ярма нечем объяснить провал русского самосознания, качок исторического маятника в сторону Азии, азиатского способа правления – то есть деспотизма, тирании, самодурства и самоуправства при покорном, безмолвном и забитом народе. (Здесь на память почему-то сразу приходят современные Туркмения и Северная Корея). Русские князья, наведываясь за ярлыком в Орду (сравните визиты губернаторов в столицу на делёжку бюджетов), а их были десятки за годы ига, имели удовольствие наблюдать прелести восточного менталитета, а именно: всевластие ханов и безмолвную покорность слуг и подданных, где за любое неповиновение – лютая смерть! Эти повадки постепенно переносились князьями и на родную землю. Мы помним, что в монгольском быту царили те же жёсткие иерархия и дисциплина, что и в войсках: арат не мог перейти от своего нойона к другому, любая провинность чревата лишением жизни – и вот эта непомерная жестокость исподволь, постепенно привносится и в русское общество. Выживание в экстремальных условиях фактического чужеземного владычества, национального унижения и банальной непреодолимой нищеты, когда прибавочный продукт изымается в пользу Орды, - не способствовали ни гуманизации общества, ни просвещению, ни, тем более, процветанию страны.
Вот и отмечает Герберштейн факты из русской жизни, непонятные уже для тогдашней Европы, Европы ещё до Просвещения, Европы раннего Возрождения: что крестьяне работают 6 дней в неделю на своего господина, имея при этом лишь небольшой клочок земли, да и то от хозяина; что имущество простолюдинов не защищено никакими законами; и что называют их презрительно и чуть ли не официально подлыми и чёрными людишками. Это, напомню, ещё только начало 16 века, ещё до Ивана Грозного, но русское общество уже расслоено, расколото и разделено по отношению к власти и социально-материальному статусу. До боли знакомая нам коррупция зачиналась именно тогда (приставленный к послам человек от царя почти всё, отпущенное от казны им на содержание, присваивает в свою пользу), царь сквозь пальцы смотрит на финансовые шалости своих приближённых. Всякое правосудие продажно и притом почти открыто. Любая тяжба решается в пользу более богатого. –Это прямо о нашем времени: о разваленных делах Минобороны и Минсельхоза, о крышевании прокурорами казино и т.п. Что 500 лет тому, то и ныне: человек в основе своей не меняется и не только по склонности к казнокрадству и сребролюбию.
Просвещённый европеец подметил и склонность московитов к безудержному хвастовству и подтасовке фактов: «…хотя иногда воины возвращались домой (с войны) едва не в половинном количестве, однако московиты утверждают, что в сражении не было потеряно ни одного». А также столь знакомое нам теперешним показушное и проплаченное всенародное ликование по заказу властей: тогда тоже по проезду иностранных послов для демонстрации им величия государя московского сгонялось на Москву все окрестное население и запирались лавки, в которых, впрочем, «торговали с великими обманами и коварством». Убийственная характеристика выдана нашим предкам опосредствованно, через жителей Новгорода: «…народ там был очень обходительный и честный, но ныне является весьма испорченным; вне сомнения, это произошло от московской заразы, которую туда ввезли с собою заезжие московиты». Заметьте, Новгород почти не подвергался прямому воздействию Орды, но затем при Иване III входит в состав Московского государства и почти сразу путешественники замечают такие вот перемены.
Потрясающе, но уже 500-600 лет назад между нами и европейцами залегла ментальная трещина, теперь становящаяся пропастью. И между 12-м веком, «Золотым веком Руси», когда мы, несомненно, были частью общеевропейского дома и одной из ведущих стран того времени во всех смыслах – и культурологически и материально и описываемом началом 16 века, когда мы откатились на задворки этого дома, лежит по времени только 250-летнее ордынское ярмо и ничего более. Наше исконнее переварилось тогда и там – в азиатском котле.
Но не всё так грустно. Европейцев потрясала невероятная выносливость и неприхотливость русских воинов, да и простых селян, что, несомненно, также проистекает из крайней нужды и нищеты. «… Каждый носит с собой топор, огниво, котлы, чтобы …иметь возможность развести огонь, наполнить горшок водою, бросит в него полную ложку проса, прибавить соли и варить; довольствуясь такой пищей, живут и господин, и рабы. Затем, если господин будет чересчур голоден, то он истребляет все это и таким образом рабы имеют иногда отличный случай поститься целых два или три дня». Заметьте, автор не стесняется в терминах, всюду употребляя «рабы» - таким казались иностранцу отношения господ и крестьян. Не изучал автор марксистско-ленинской философии и не знал, что рабовладельческий строй давно исчез, а на Руси воцарилось его светлое будущее – феодализм.
Общая отсталость России бросалась в глаза и в военном деле. Сторонний наблюдатель заметил, что московиты возлагают надежды скорей на численность, чем на умение, войско, в основном, состоит из конницы татарского типа и практически не имеет правильно организованной пехоты. Крепости берут измором или предательством осаждённых, не умея правильно их осаждать. Дополняет унылую картину русской действительности полное отсутствие (забвение) научных знаний, литературы, искусства в широком смысле, за исключением росписи церквей и монастырей. Автор не мог добиться у окружающих москвичей: какова же широта местности на Москве – те просто не понимали о чем речь. Развитость общества характеризует и положение женщины – так вот, в тогдашней России было оно сродни положению домашней скотины.
Да, естественно, не стоит идеализировать и средневековую Европу: дикость, темнота, грязь, жуткие обычаи, но всё же, но всё же… Возьмём для сравнения близких нам по крови чехов, создавших своё государство и принявших христианство, правда, западного толка, примерно в одно время с Русью. Монголы, ослабленные трёхлетними боями с русскими, были остановлены чехами и австрийцами в 1241 году, то есть «радостей» ига они не вкусили и развивались спокойненько по ходу естественного исторического процесса. Король чехов Карл I становится в 1355 году одновременно императором Священной Римской империи Карлом IV. Для справки, на Руси незадолго до этого правил знаменитый Иван I Калита (дед Дмитрия Донского), Калита – значит, богатый, хитрый, прижимистый – таков он и был, первый собиратель разрозненных русских земель под власть Москвы. Ещё Новгород, Тверь, Рязань, не говоря об отошедшем Литве Киеве, были самостоятельными княжествами, а граница со Степью проходила практически под Москвой. Калита исправно отправлял дары-подношения в ставку ханов, был зависим от их благорасположения, но исподволь гнул свою линию.
Так вот о Чехии и Карле IV. Кто бывал в Праге (или хотя бы любовался картинками в книжках) наверняка восхищался пражским Градом (центр города), собором св.Вита, замком Карлштейн, Карловым мостом – этими вечными отметинами на карте туриста. Всё построено усилиями и стараниями этого самого Карла. При нем основан Пражский университет (1378), распространено правильное земледелие, лесное и рыбное хозяйство, виноделие, король покровительствовал наукам, искусствам и ремёслам, привлекая для этого в Чехию художников и иностранных специалистов, развивал торговлю и промышленность, строил дороги- каналы, не забывая о расширении своих владений. Всё это способствовало экономическому росту и повышению общего благосостояния населения. Кстати, знаменитый бальнеологический курорт Карловы Вары (Карлсбад) обязан своему основанию тоже ему, Карлу, и ещё в 14 веке народ съезжался попить целебной воды. Эпоху Карла IV называют «золотым веком» в истории Чехии. Скончался преобразователь и реформатор земли чешской в 1378 году, за два года до нашей Куликовской битвы и за 4 года до полного разорения Москвы татарским ханом Тохтамышем с убийством и пленением чуть- ли не всех жителей, такой вот продолжался у нас кровавый, а не золотой век – какие тут университеты, какие курорты?!
Деяния и реформы короля-императора вызывают определённые ассоциации из российской истории. Кто у нас был царь-реформатор, ломавший старые устои и рубивший окна в Европу вместе с головами мятежных стрельцов, также, как и Карл (вот ведь совпадение) открывающий в Липецке целебные источники? – Конечно он, Пётр I Великий. Начал он свои реформации по возвращении из загранкомандировки, насмотревшись на тамошние чудеса, в 1698 году. Теперь отнимаем от 1698 года год кончины Карла -1378 - и получаем 320 лет разницы! Вот именно с таким запоздалым лагом пришли на Русь преобразования, евроремонт, можно сказать. И тут можно посыпать голову пеплом и рвать на себе пейсы, но от фактов не уйти – Пётр взялся выворачивать страну наизнанку вот с таким опозданием; что-то удалось, что-то нет, но вот прошло ещё 300 лет с той поры, а у нас по-прежнему, мягко говоря, не всё в порядке: стартовали мы с гандикапом в 320 лет и никак не догоним и не перегоним! Но об этом в следущих главах.

Выводы из 8 главы: 1). Преобразования и реформы в России к эпохе ПетраI отстали от общеевропейской истории на 300 лет;
2). Татаро-монгольские орды 250 лет обгладывали доставшийся им кусок европейского, в более общем смысле, индоарийского пирога. Эта «халява» их в конце концов и погубила, но нам от этого не легче. Стараниями азиатов восточная часть арийского материка с той поры пустилась в самостоятельное плаванье, то приближаясь, то удаляясь, но трещина между нами так никогда и не зарастала. Ныне опять мы гребём на русской галере под руководством очередного великого кормчего в какую-то мифическую «державную духовность» и прочую муру, всё больше погрязая в дикости и тупости, всё отдаляясь от цивилизационного потока в своё вороватое болото.
 
СообщениеКРУШЕНИЕ РУССКИХ ГАЛЕР.
Глава 8. Последствия ига (часть 2).
Принято считать, что иго закончилось стараниями Ивана III в 1480 году «стоянием на Угре». За несколько лет до этого Московию посетил венецианский дипломат, отмечавший, как при вступлении в Россию (именно уже в Россию, а не в Московию или, тем паче, мифическую Тартарию) их отряду в лесу попались несколько русских (именно русских, а не тартаров и московитов), «бывших в ужасном страхе перед татарами». Заметим себе –«в ужасном страхе». Венецианец удивлялся огромному количеству «коровьего и свиного мяса», продаваемого в Москве, а ещё больше «невероятным морозам, так что люди по 9 месяце в году подряд сидят в домах». Ещё одно интересное и важное замечание: «Русские очень красивы, как мужчины, так и женщины, но вообще это народ грубый». Вот так: красивы, но грубы! – И, кажется, через 600 лет эти определения всё ещё имеют силу. Не могу не привести цитату: «…Их жизнь протекает следующим образом: утром они стоят на базарах примерно до полудня, потом отправляются в таверны есть и пить; после этого времени уже невозможно привлечь их к какому-нибудь делу». – Любопытные и знакомые характеристики, не правда ли? – а ведь минуло почти 600 лет.
В первой четверти 16 века, то есть через 50 лет по завершении ига, в Москву прибывает посол Священной Римской империи (Германской) некто Герберштейн – весьма образованный и учёный человек того времени, знавший, помимо всего прочего, «славянский язык». То есть тогда ещё все славяне говорили на примерно едином наречии и Герберштейн, зная язык соседних немцам чехов, мог свободно общаться и с русскими. Что же удивляло и изумляло продвинутого иностранца в обычаях московитов относительно привычной ему Западной Европы?
Отметим любопытный факт: автор описывает Московию, «которая является главой Руссии и …владычествует над Скифией». Как видим, о Тартарии образованный европеец речи не ведёт, но упоминает уже подзабытую современниками Скифию, часть территории которой и занимает Руссия-Московия. Герберштейн весьма оригинально считал, что слово «Россейя» на языке русских означает рассеянность и разбросанность в смысле расстояний и величины территории – и это, наверное, тысяче-первая гипотеза происхождения названия Русь-Россия. Описывая владения Руси-Московии и её соседей, автором подтверждается, что жители Литвы были по большей части русские, Волгу, оговорившись, называет «Ра» - по древнему арийскому имени великой реки. (Между прочим, всем известный египетский бог солнца Ра был назван так не случайно и именно пришельцами с Севера – на то есть вполне достоверные гипотезы). И уже тогда Герберштейн прознал, что «русские призвали своих князей» (имеется в виду Рюрик со товарищи) из неких «вагрийцев» с Балтийского (Варяжского») побережья – они же вандалы (?) – «употреблявших русский язык и имевших русские обычаи». –(ну, а я что говорил?!). Вот на это обстоятельство наши «западники» почему-то не обращают внимания уже почти 500 лет – видно, не влазит оно в их норманнскую теорию.
Имперский посол, описывая московские нравы и обычаи, вполне беспристрастен, как говорится, ничего личного, только факты, а они, увы, неутешительны. Политический строй Руси – сформировавшаяся при Иване III в ходе борьбы с удельными князьями абсолютная монархия, неограниченная никем и ничем. «Властью, которую он применяет (речь о царе Василии, отце Ивана Грозного) по отношению к своим подданным, он легко превосходит всех монархов всего мира». Царь волен распоряжаться жизнь и имуществом всех, воля государя – воля Божья! В Европе монархии установлены повсеместно, за исключением итальянских городов-республик и Ганзейского союза, но, как правило, сюзерены ограничены в необъятности прав где парламентом, где генеральными штатами, где кортесами, сеймами, да и просто дворянским собранием (Польша). У нас же нет – царь есмь выразитель воли Божьей на Земле и что ему взбредёт в голову (не всегда разумную), то и есть высшее благо: « молчать! – а не то на дыбу!». Интересная цитата из книги: «Неизвестно, или народ по свое загрубелости требует себе в государи тирана, или от тирании государя самый народ становится таким бесчувственным и жестоким». Эту фразу надо бы над Кремлём золотом впечатать, ибо весь 20, да и 21 век попадает под это определение взаимодействия власти и народа в России: что 500 лет тому, то и ныне…
И нам вот здесь кроме ордынского, монголо-татарского 250-летнего ярма нечем объяснить провал русского самосознания, качок исторического маятника в сторону Азии, азиатского способа правления – то есть деспотизма, тирании, самодурства и самоуправства при покорном, безмолвном и забитом народе. (Здесь на память почему-то сразу приходят современные Туркмения и Северная Корея). Русские князья, наведываясь за ярлыком в Орду (сравните визиты губернаторов в столицу на делёжку бюджетов), а их были десятки за годы ига, имели удовольствие наблюдать прелести восточного менталитета, а именно: всевластие ханов и безмолвную покорность слуг и подданных, где за любое неповиновение – лютая смерть! Эти повадки постепенно переносились князьями и на родную землю. Мы помним, что в монгольском быту царили те же жёсткие иерархия и дисциплина, что и в войсках: арат не мог перейти от своего нойона к другому, любая провинность чревата лишением жизни – и вот эта непомерная жестокость исподволь, постепенно привносится и в русское общество. Выживание в экстремальных условиях фактического чужеземного владычества, национального унижения и банальной непреодолимой нищеты, когда прибавочный продукт изымается в пользу Орды, - не способствовали ни гуманизации общества, ни просвещению, ни, тем более, процветанию страны.
Вот и отмечает Герберштейн факты из русской жизни, непонятные уже для тогдашней Европы, Европы ещё до Просвещения, Европы раннего Возрождения: что крестьяне работают 6 дней в неделю на своего господина, имея при этом лишь небольшой клочок земли, да и то от хозяина; что имущество простолюдинов не защищено никакими законами; и что называют их презрительно и чуть ли не официально подлыми и чёрными людишками. Это, напомню, ещё только начало 16 века, ещё до Ивана Грозного, но русское общество уже расслоено, расколото и разделено по отношению к власти и социально-материальному статусу. До боли знакомая нам коррупция зачиналась именно тогда (приставленный к послам человек от царя почти всё, отпущенное от казны им на содержание, присваивает в свою пользу), царь сквозь пальцы смотрит на финансовые шалости своих приближённых. Всякое правосудие продажно и притом почти открыто. Любая тяжба решается в пользу более богатого. –Это прямо о нашем времени: о разваленных делах Минобороны и Минсельхоза, о крышевании прокурорами казино и т.п. Что 500 лет тому, то и ныне: человек в основе своей не меняется и не только по склонности к казнокрадству и сребролюбию.
Просвещённый европеец подметил и склонность московитов к безудержному хвастовству и подтасовке фактов: «…хотя иногда воины возвращались домой (с войны) едва не в половинном количестве, однако московиты утверждают, что в сражении не было потеряно ни одного». А также столь знакомое нам теперешним показушное и проплаченное всенародное ликование по заказу властей: тогда тоже по проезду иностранных послов для демонстрации им величия государя московского сгонялось на Москву все окрестное население и запирались лавки, в которых, впрочем, «торговали с великими обманами и коварством». Убийственная характеристика выдана нашим предкам опосредствованно, через жителей Новгорода: «…народ там был очень обходительный и честный, но ныне является весьма испорченным; вне сомнения, это произошло от московской заразы, которую туда ввезли с собою заезжие московиты». Заметьте, Новгород почти не подвергался прямому воздействию Орды, но затем при Иване III входит в состав Московского государства и почти сразу путешественники замечают такие вот перемены.
Потрясающе, но уже 500-600 лет назад между нами и европейцами залегла ментальная трещина, теперь становящаяся пропастью. И между 12-м веком, «Золотым веком Руси», когда мы, несомненно, были частью общеевропейского дома и одной из ведущих стран того времени во всех смыслах – и культурологически и материально и описываемом началом 16 века, когда мы откатились на задворки этого дома, лежит по времени только 250-летнее ордынское ярмо и ничего более. Наше исконнее переварилось тогда и там – в азиатском котле.
Но не всё так грустно. Европейцев потрясала невероятная выносливость и неприхотливость русских воинов, да и простых селян, что, несомненно, также проистекает из крайней нужды и нищеты. «… Каждый носит с собой топор, огниво, котлы, чтобы …иметь возможность развести огонь, наполнить горшок водою, бросит в него полную ложку проса, прибавить соли и варить; довольствуясь такой пищей, живут и господин, и рабы. Затем, если господин будет чересчур голоден, то он истребляет все это и таким образом рабы имеют иногда отличный случай поститься целых два или три дня». Заметьте, автор не стесняется в терминах, всюду употребляя «рабы» - таким казались иностранцу отношения господ и крестьян. Не изучал автор марксистско-ленинской философии и не знал, что рабовладельческий строй давно исчез, а на Руси воцарилось его светлое будущее – феодализм.
Общая отсталость России бросалась в глаза и в военном деле. Сторонний наблюдатель заметил, что московиты возлагают надежды скорей на численность, чем на умение, войско, в основном, состоит из конницы татарского типа и практически не имеет правильно организованной пехоты. Крепости берут измором или предательством осаждённых, не умея правильно их осаждать. Дополняет унылую картину русской действительности полное отсутствие (забвение) научных знаний, литературы, искусства в широком смысле, за исключением росписи церквей и монастырей. Автор не мог добиться у окружающих москвичей: какова же широта местности на Москве – те просто не понимали о чем речь. Развитость общества характеризует и положение женщины – так вот, в тогдашней России было оно сродни положению домашней скотины.
Да, естественно, не стоит идеализировать и средневековую Европу: дикость, темнота, грязь, жуткие обычаи, но всё же, но всё же… Возьмём для сравнения близких нам по крови чехов, создавших своё государство и принявших христианство, правда, западного толка, примерно в одно время с Русью. Монголы, ослабленные трёхлетними боями с русскими, были остановлены чехами и австрийцами в 1241 году, то есть «радостей» ига они не вкусили и развивались спокойненько по ходу естественного исторического процесса. Король чехов Карл I становится в 1355 году одновременно императором Священной Римской империи Карлом IV. Для справки, на Руси незадолго до этого правил знаменитый Иван I Калита (дед Дмитрия Донского), Калита – значит, богатый, хитрый, прижимистый – таков он и был, первый собиратель разрозненных русских земель под власть Москвы. Ещё Новгород, Тверь, Рязань, не говоря об отошедшем Литве Киеве, были самостоятельными княжествами, а граница со Степью проходила практически под Москвой. Калита исправно отправлял дары-подношения в ставку ханов, был зависим от их благорасположения, но исподволь гнул свою линию.
Так вот о Чехии и Карле IV. Кто бывал в Праге (или хотя бы любовался картинками в книжках) наверняка восхищался пражским Градом (центр города), собором св.Вита, замком Карлштейн, Карловым мостом – этими вечными отметинами на карте туриста. Всё построено усилиями и стараниями этого самого Карла. При нем основан Пражский университет (1378), распространено правильное земледелие, лесное и рыбное хозяйство, виноделие, король покровительствовал наукам, искусствам и ремёслам, привлекая для этого в Чехию художников и иностранных специалистов, развивал торговлю и промышленность, строил дороги- каналы, не забывая о расширении своих владений. Всё это способствовало экономическому росту и повышению общего благосостояния населения. Кстати, знаменитый бальнеологический курорт Карловы Вары (Карлсбад) обязан своему основанию тоже ему, Карлу, и ещё в 14 веке народ съезжался попить целебной воды. Эпоху Карла IV называют «золотым веком» в истории Чехии. Скончался преобразователь и реформатор земли чешской в 1378 году, за два года до нашей Куликовской битвы и за 4 года до полного разорения Москвы татарским ханом Тохтамышем с убийством и пленением чуть- ли не всех жителей, такой вот продолжался у нас кровавый, а не золотой век – какие тут университеты, какие курорты?!
Деяния и реформы короля-императора вызывают определённые ассоциации из российской истории. Кто у нас был царь-реформатор, ломавший старые устои и рубивший окна в Европу вместе с головами мятежных стрельцов, также, как и Карл (вот ведь совпадение) открывающий в Липецке целебные источники? – Конечно он, Пётр I Великий. Начал он свои реформации по возвращении из загранкомандировки, насмотревшись на тамошние чудеса, в 1698 году. Теперь отнимаем от 1698 года год кончины Карла -1378 - и получаем 320 лет разницы! Вот именно с таким запоздалым лагом пришли на Русь преобразования, евроремонт, можно сказать. И тут можно посыпать голову пеплом и рвать на себе пейсы, но от фактов не уйти – Пётр взялся выворачивать страну наизнанку вот с таким опозданием; что-то удалось, что-то нет, но вот прошло ещё 300 лет с той поры, а у нас по-прежнему, мягко говоря, не всё в порядке: стартовали мы с гандикапом в 320 лет и никак не догоним и не перегоним! Но об этом в следущих главах.

Выводы из 8 главы: 1). Преобразования и реформы в России к эпохе ПетраI отстали от общеевропейской истории на 300 лет;
2). Татаро-монгольские орды 250 лет обгладывали доставшийся им кусок европейского, в более общем смысле, индоарийского пирога. Эта «халява» их в конце концов и погубила, но нам от этого не легче. Стараниями азиатов восточная часть арийского материка с той поры пустилась в самостоятельное плаванье, то приближаясь, то удаляясь, но трещина между нами так никогда и не зарастала. Ныне опять мы гребём на русской галере под руководством очередного великого кормчего в какую-то мифическую «державную духовность» и прочую муру, всё больше погрязая в дикости и тупости, всё отдаляясь от цивилизационного потока в своё вороватое болото.

Автор - studenh
Дата добавления - 24.02.2014 в 17:53:15
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Загрузка...

Статистика
Яндекс цитирования
Copyright © автор идеи: OgneV; дизайн: Plotnick (2009-2025); Сайт управляется системой uCoz