Дата: Вторник, 11.02.2014, 20:52:11 | Сообщение # 1
Буква
Группа: Новые участники
Сообщений: 8
Статус: Offline
КРУШЕНИЕ РУССКИХ ГАЛЕР. Глава V. Русь от Крещения до Батыя.
По смерти Владимира Как Бы Святого (1015год) началась междуусобная грызня промеж его внуков, которые, между делом, не переставали плодиться и давать соответствующее охочее до наделов потомство, делящее полученные от отцов уделы уже между своими детьми, что приводило к минимизации подотчётной территории и естественному стремлению князей к расширению владений. Первые сто лет до правления Владимира Мономаха (прозвище дано по греческому предку) этот процесс ещё не принял вселенских масштабов, а вот со смертью оного дробление единого государства на лоскуты приняло угрожающие масштабы, что и привело, в конечном счете, к катастрофе в столкновении с Батыевым нашествием. Приятно осознавать нам, нынешним, что и тогда, тысячу лет назад, наша Родина, тем не менее, играла одну из ведущих ролей в европейском политическом театре, мы входили в тогдашние G8 безоговорочно, а то и в G2, борясь за доминирующее положение в Восточной Европе и Черноморском регионе с самой Византией. Вообще, XI столетие можно считать «золотым веком» Древней Руси. Элементы современной нам глобализации можно было наблюдать и тогда: дочери Ярослава Мудрого (умер в 1054 г.) были замужем за королями Франции, Венгрии, Норвегии, Дании; сыновья его были женаты на принцессах из германских и польских земель, из Византии. Уже в те времена Европа становится общим домом для осевших здесь индо-ариев. Княжеско-королевские роды перекрещивались из политико-династических соображений так часто и интенсивно, что, действительно, по крайней мере в правящих элитах, невозможно было найти чистокровного представителя своего народа. Своеобразный космополитизм особо нагляден в родственном окружении уже упомянутого и широко известного князя Владимира Мономаха. Он был: внуком Ярослава Мудрого и шведской принцессы, сыном византийской принцессы, мужем английской принцессы, деверем германского императора, племянником венгерской и датской королев – голова кругом идёт! Князь Суздальский Юрий в 1185 году становится мужем знаменитой грузинской царицы Тамары-объединительницы грузинских княжеств. Вы посмотрите на карте – где Грузия и где Суздаль! – а ведь как-то общались, дружили семьями, женились, ездили по гостям и на свадьбы… Правда, брак не оказался счастливым и уже через два года следует развод, как говорит молва, по причине, увы, всё той же: вредной привычке мужа к алкогольным напиткам. Уже тогда, получается, этот порок не был чужд российской элите. Киевская Русь – крупнейшее государство Европы, военно-политическое и экономическое положение было таково, что ведущие европейские дворы считали за честь породнится с князьями Руси. Натиск печенегов был отбит, правда, к концу XI века печенегов сменяют половцы. Успешные походы русичей возвращают стране былые границы, даже на Таманском и Керченском полуострове возникает русское княжество со смешным названием Тмутаракань. С тех пор имя это стало нарицательным, когда хотят указать на особую удалённость какого-либо объекта. Княжество просуществовало около ста лет и пало под ударами половцев. Несколько мирных десятилетий между двумя очередными азиатскими валами (печенеги-половцы) позволили Руси развиваться параллельно с прочими европейскими странами, ни в чём, практически, не отставая. В Европе в то время славилось русское оружие (прикиньте, с какой древности идёт эта слава!): кольчуги особой прочности и прямые мечи – а это означает наличие развитой металлургии и существования массового производства железных орудий для войны и труда. С приходом на Русь христианства появилась и потребность в монументальном каменном зодчестве : строятся соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке со своей, ставшей впоследствии характерной, особой изюминкой в архитектуре церквей – многокупольностью и шлемовидностью куполов. Так, в Киеве было 400 церквей и 8 рынков, процветающий Киев сравнивали с Константинополем. Княжеские хоромы также зачастую строились из камня и, как и церкви, украшались мозаикой, фресками, иконостасом… Мастера были свои, обходились без гастарбайтеров. Появляются первые монастыри. Ещё при Владимире Святом возникают первые школы для детей бояр, а при Ярославе Мудром для детей купцов и старост, где изучали богословие, риторику, грамматику, географию и естественные науки. Возникающие примерно в то же время первые европейские университеты (Болонский, Кэмбридж, Сорбонна), являлись таковыми только по названию – тогда это были своеобразные клубы по интересам –теологическим диспутам и не более. Настоящими учебными заведениями по подготовке соответствующих кадров евроуниверситеты становятся значительно позднее – в конце 14-начале 15 века. Оставались на Руси и элементы демократии в виде народного вече (схода глав семей – а неплохо, когда судьбы города и страны решают не 18-летние девочки, а почтенные отцы семейств), продержавшегося во Пскове и Новгороде до XV века. Идиллическая картинка разрушается по смерти Мономаха – междуусобная грызня ослабляет Русь. Набеги половцев становятся всё наглей и всё опасней. Попытки отбиться в одиночку, естественно, терпят провал; редкие же примеры объединения усилий хотя бы нескольких соседних княжеств, как правило, приводит к успеху – степные хищники отгоняются на юг и восток, за Волгу. Ну, а знаменитое «Слово о полку Игореве» и посвящено как раз теме призыва к объединению князей для отпора внешней агрессии на фоне поражения союзного русского войска и даже пленения половцами князя-воеводы Игоря (1185 год). В эти двести с небольшим лет от Крещения Руси до Батыева нашествия (1237 г.) в Европе происходит противоречивый процесс в развитии государств: одна часть под под воздействием различных факторов централизуется вокруг власти короля ( Англия, Франция), другая, наоборот, как и на Руси, испытывает центробежные тенденции (Германская империя, Италия, Византия). Хоть это и была уже эпоха крестовых походов, но в целом, надо признать, на протяжении практически полутора тысячи лет со времени образования Римской республики процесс развития европейской цивилизации если и не застыл на месте, то происходил воистину черепашьими темпами. В архитектуре и строительстве продолжали оставаться образцами для подражания и эдаким недостижимым идеалом разрушенные варварами театры и стадионы древности (Колизей, Форум, Цирк) , и растрескавшиеся за тысячу лет пяти- и шести-этажные жилые дома римлян с водопроводом и канализацией ( что до сих пор диковинка в наших деревнях). В военном деле слава непобедимых римских легионов жила в народных преданиях, их вооружение, снаряжение, тактика оставались неизменными и востребованными многие века. Рыцари раннего средневековья (витязи Руси) в лучшем случае имели кольчужную защиту, всё те же щиты и оружие ближнего боя, что и века назад – мечи, топоры, булавы… Прогресс полз, хотя бы и медленно, но верно, как по всей Европе, так и в Киевской Руси. Мы продолжали оставаться в общеевропейских цивилизационных координатах. В глобальном аспекте за рассматриваемый исторический период можно выделить ТРИ узловых момента стратегического характера, повлиявших на всю последующую историю как отдельных ведущих стран Европы, так и всей евроцивилизации. Это, во-первых, конечно, раскол восточной (православной с центром в Константинополе) и западной (католической с центром в Риме) христианских церквей в 1054 году. Патриарх Михаил никоим образом не признавал главенство папы Льва IX ни для себя, ни для своих последователей и потомков. Нам, неспециалистам, трудно оценить нюансы схоластических различий всей этой схизмы (мы вернёмся к ним позже), но факт остаётся по сию пору: в мире продолжают существовать два основных течения в христианстве, непримиримые уже почти тысячу лет. И Русь вслед за Византией потихоньку начала отталкиваться от общеевропейского брега в свою индивидуальность, наметился, так сказать, дрейф. И гребём мы от них пожизненно, хорошо это или плохо попробуем разобраться в следующих главах, а пока примем раскол за данность. Второй ключевой момент – крестовые походы XII века за «освобождение гроба Господня» от сарацинов (арабов). Излишняя энергия наметившегося перенаселения Европы направлялась папами и наиболее дальновидными из королей на отражение натиска мусульманского мира. Одно из первых столкновений двух непримиримых социально-философских систем и мировоззрений вообще. Поначалу удачные для христиан военно-политические мероприятия, всё же, привели в начале уже XIII века к захирению Византии (и, соответственно, возвышению занявших Малую Азию турок-сельджуков) и откату рыцарства назад из захваченной поначалу Палестины в Европу, на историческую родину. Кончили тем, с чего начинали. Русь в этих авантюрах не участвовала. Видимо, «гроб Господень» в качестве трофея не прельщал тогдашних русичей – хватало внутренних забот с печенегами, а затем с половцами. К тому же, наверняка, возбудить массы на войну в неведомой Палестине за ещё не совсем понятные вновь обращённым в христианство идеалы (напомним, отдельные племена русичей всё ещё сохраняли верность своей исконной славяно-ведической вере) русские князья и не пытались. Крестовые походы закрепили Status Quo тогдашнего мира. Поколения крестоносцев за полтора века борьбы не сумели отбросить ислам к его первоисточникам в Аравию и Персию, и, мало того, практически потеряли для христианского мира родину православия – Византию. Русь в этих условиях начинает воспринимать саму себя как естественное продолжение, как наследника славы блестящей некогда империи, а выжившие в погромах Константинополя крестоносцами (1204г.) византийские церковные иерархи начинают посматривать на Север в поисках подходящих приходов и кафедр. Граница между религиями стала прородить через Волгу-Каспий-Малую Азию-Босфор-Восточное Средиземноморье-Кипр-Мальта-юг Испании и, в принципе, сохраняется и доныне практически в неизменном виде. И на том спасибо. Третье, что нужно отметить в рассматриваемом 250-летии – это возникновение в Европе городской демократии и появления зачатков, первых спор, городской буржуазии. Споры эти совсем скоро переродятся в семена свободы, поначалу свободы наживаться своим трудом, потом трудом наёмных (лично свободных) работников, затем они дадут невиданные доселе всходы в виде Ренессанса-Возрождения всего Средневековья, затем Реформацию, а потом и серию буржуазных революций, что в итоге и привело мир в наше измерение – хорошо это или плохо, но это – данность. Классические города-государства древней Греции (особенно Афины Перикла-Софокла-Еврипида) являли собой прообразы буржуазных городов-республик Средневековья, но со своей спецификой в виде существования рабства и, соответственно, наличием рабской психологии даже у свободных граждан полисов и их вождей. В средневековой Европе,- особенно это характерно для Франции, Германии, Италии - города, как центры промышленного производства и, само собой, торговли, становятся соперниками земельных феодалов-баронов, рыцарей, сеньоров и, постепенно, в процессе политической и вооружённой борьбы отвоёвывают свою самостоятельность на земле бывшего сеньора. Развиваясь и богатея на продаже своих изделий или на посредничестве в торговле, города приобретают независимость и значительное весомое место в политических координатах того времени. Как уже указывалось, таковы были Псков и Новгород в Киевской Руси, благодаря своему демократическому правлению, выборности городского собрания-вече, на котором решались ключевые вопросы общества вплоть до войны и мира. Также, как и в городах-республиках Европы новгородцы по мере необходимости призывали на войну (за плату) князя и дружину (те же европейские кондотьеры), собирая по призыву князя и при особых обстоятельствах ополчение. Так, собственно, стал Александр Невский наёмником Господина Великого Новгорода дважды и это сработало: сначала против шведов на Неве, и затем против Тевтонского ордена на Чудском озере. Примерно так, с ослаблением центральной королевско-имперской власти богатели и крепли первые города- республики Европы: Флоренция, Венеция, Генуя, союз Ганзейских городов северной Германии ( к которому примыкал и Новгород). Выводы из V главы: 1). В течение XI века Киевская Русь была одним из могущественных государств раннего Средневековья; 2). К началу монголо-азиатского нашествия Русь подошла ослабленной в политическом плане, без единого руководства, имея в составе 11 крупных практически независимых и десятки более мелких, раздираемых междуусобицами, княжеств. Имелось единое культурно-экономическое и этническое пространство, но всё сгубил закон джунглей – «каждый сам за себя».