[ Писателям · Поэтам · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Plotnick  
Крушение русских галер. Гл.4. Крещение огнём и мечом.
studenhДата: Четверг, 06.02.2014, 05:42:35 | Сообщение # 1
Буква
Группа: Новые участники
Сообщений: 8
Статус: Offline
КРУШЕНИЕ РУССКИХ ГАЛЕР
Глава 4. Крещение огнём и мечом.
1. Политико-экономическое состояние дохристианской Руси и её соседей.
Чего достигла Киевская Русь к 988 году от р.Хр. – об этом чуть позже, для начала пройдёмся по нашим соседям того времени. Начнем с востока-юго-востока. После разгрома хазарского каганата на недолгий период Степь была свободна от кочевых разбойников. Восстанавливаются торговые пути на восток по Волге и Каспию в Персию (в ту пору часть арабского халифата) и через Бухару – Самарканд в Индию и Китай. Волга на непродолжительное время становится не только главной водной артерией, но и естественной границей с угорскими народами, не имеющими к тому времени своей государственности. Правда, спокойствие на востоке было недолгим: как черт из табакерки выскочили из азиатского Мордора очередные орки – печенеги, безуспешно осаждавшие Киев в 968 году, а в 972-м коварно убившие «героя России» того времени князя киевского Святослава Великого. Ну, а с севера же никем и никогда Русь не напрягалась – просто некому, как, впрочем, и в обратном направлении- на холод, кроме русских, тысячи лет никого не тянуло. С северо-запада вовремя появились союзные и родственные руси варяги. Викинги, наводившие в это время ужас на всю прибрежную Европу, обитали в Скандинавии –Дании и непосредственно с Русью не соприкасались. Ко времени Крещения Руси викинги добрались до Северной Америки, а ещё за 100 лет до этого в 845 году морские разбойники умудрились осаждать сухопутный Париж. Викинги в изобилии служили наёмниками в армиях Византии и иных королевств, где больше заплатят. Есть мнение некоторых историков, что вообще всех прибрежных разбойников называли в ту пору викингами независимо от национальности, так что это, получается, профессия, а не национальность. Только после принятия христианства в 999 году у викингов появляются первые королевства Норвежское и Сицилийское (посмотрите по карте как они далеки друг от друга). Таким образом, принятие христианства и становление первых государств у викингов и русов происходило почти одновременно.
На западе Русь непосредственно соприкасалась с родственными славянскими племенами, составившими в дальнейшем основы: польской национальности – потомками легендарного прародителя Леха (ср. ляхи у украинцев), чешской – потомками Щека, сербов и хорватов – потомками Хорива. Здесь же обитают и доныне венгры-мадьяры – гремучая смесь остатков авар и гуннов. Южнее располагались болгары и дакийцы, будущие румыны, уже давно принявшие христианство, будучи под властью Византии. Западнее славян установились территории германцев, создавших уже после распада Римской империи ряд так называемых варварских королевств, со временем ненадолго объединившихся под скипетром Карла Великого (умер в 814г.) в империю, куда входили территории современных Франции, Германии, Голландии, Австрии, часть Италии. Империя просуществовала как единое целое только до 860 г. На Британских островах в это время кельты и бритты, уже крещённые при легендарном короле Артуре в VI веке, не успевали отбиваться от натиска континентальных захватчиков – англов и саксов (германцев), а также викингов.
Ну, и наконец, с юга соседство Византии, как через Болгарию-Дакию, так и непосредственно в Причерноморье с греческими городами. Византия, кстати, стала так называться историками уже после взятия Константинополя турками в XV веке, а до этого сами себя греки именовали «ромеи», русичи называли их также ромеями и греками, а страну Румелией, или Грецколань. Византия оказывала огромное культурное, политическое и экономическое влияние на всю западную часть Евразии и Сев.Африки и, естественно, в том числе и на Русь. После краха Западной Римской империи Византия (будем называть её так) подхватывает, так сказать, упавшее знамя Рима и на тысячу лет становится оплотом веры и источником христианства для восточной Европы, опорой европейской цивилизации. Русь постоянно контактировала с Византией и не всегда мирно: набеги на богатых соседей то в союзе с аланами, то с аварами-гуннами, а то и самостоятельно проходили с переменным успехом. Южнее Византии, непосредственно с Русью не соприкасаясь, но оказывая огромное влияние на тогдашний мир, располагались арабы. Феномен мгновенного по историческим меркам распространения ислама одновременно с арабскими завоеваниями требует отдельного освещения. Отметим только, что ко времени Крещения Руси арабское влияние распространялось от Западной Европы (практически вся Испания) до Средней Азии и Северной Индии на востоке и, естественно, Аравии на юге, прихватывая Закавказье и половину Прикаспия. То есть, русичи в то время были непосредственно знакомы с христианством византийского толка, знали о существовании иудейства через хазарских каганов, ну и соприкасались с исламом в Прикаспии при торговых операциях с арабами. И тут, как ни крути, ближе всех стояла к Руси именно христианская Византия.
2. Место Руси в цивилизационных координатах того времени.
Пока оставим за скобками повествования Византию и Западную Европу – эти королевства, герцогства, графства и даже империи получили толчок в развитии от безвременно ушедшего великого Рима. Нас же он не толкал, но тем не менее на Руси существовали города-крепости, хотя бы, по обилию леса, и деревянные, была своя древняя письменность – см. гл.3, своя оригинальная философско-религиозная система (об этом далее); с возвращением варягов-вендов образуются государственные институты, происходит самоидентификация народности. Особо разделяются соседи по тогдашнему миру: вот это – враги (кочевники, степняки-разбойники с чуждыми верованиями, обычаями и, главное, языком); а вот эти – свои, славяне, соседи, родня с общими пращурами. С одними дружим, с другими воюем. Русь постепенно становится важной экономической зоной для всего тогдашнего мира –«путём из варяг в греки» от Балтики в Черное море с системой городов-крепостей по всему водному пути, в Константинополь и далее в Средиземноморье. Русь - элемент древнего Великого Шелкового Пути, пути торговли Запада и Востока уже в глобальном аспекте. Страна русичей, Киевское княжество, Киевская Русь отныне и навсегда становится связующим элементом в торговле Запада с Востоком, это во-первых, а во-вторых, принимающим на себя первый удар заслоном индоевропейской цивилизации от нашествий азиатских хищников.
Здесь есть один интересный момент. Из известных древних городов на Руси, отмеченных летописцами, принято упоминать Новгород и Киев-на-Днепре –Vвек, Корсунь и Сурож (русские города раннего средневековья, переходившие из рук в руки во время частых битв и нашествий и упромянутые в различных источниках), а вот в «Велесовой книге», написанной более чем за 100 лет до Крещения, насчитывается с десяток упоминаний о некоем граде «Воронежецъ», как об особо приметном месте постоянных и кровопролитных битв русичей во II-IX веках с остготами, гуннами, аварами. Воронежец упоминается и как река, и как город-крепость, причём на границе леса и степи. Есть современные река Воронеж и одноимённый город в России и река Воронеж в Черниговской обл. Украины, расположенные географически недалеко друг от друга; и, сдаётся, что нынешний город Воронеж и есть тот самый Воронежец древних. Очень много здесь в пригородах остатков славянских городищ 1-го тысячелетия н.э., окружённых рвами и валами, а также скифских курганов-могильников. Не зря же именно здесь в междуречье Дона и Воронежа на крутых берегах при царе Фёдоре Иоанновиче в 1586 г. был заложен город-крепость как элемент засечной пограничной со степью черты, и Пётр Великий строил первый российский флот для азовских походов. Междуречье Дона и Воронежа образуют своей конфигурацией как бы естественную крепость-полуостров, врезающуюся южным фасом в Степь и имеющие крутые (очень крутые) западные берега, позволяющие относительно легко обороняться и контролировать степи востока-юго-востока. А в случае неудачи легко раствориться в дремучих лесах, тянувшихся в ту пору до самой тундры. Вот тут и проходили великие битвы русов с врагами. Воронежец в сознании пращуров означал то же, что для нас, теперешних, Куликово поле, Бородино, Сталинград – место воинской славы, место памяти павших за Родину, за Святую Русь!
Теперь вернёмся к Западной Европе и Византии, которые хотя и стали восприемниками великой Римской цивилизации, но сказались, всё же, века хаоса и разрухи эпохи Великого Переселения Народов и падения Римской империи. Деградация всего и вся, запустение городов, забвение культурных ценностей – над Западной Европой сгустились сумерки «тёмных веков». Точные и прикладные науки древних греков (Эратосфен, Архимед, Птолемей), философские системы Аристотеля, Диогена и пр., практически все достижения первых цивилизаций Европы на сотни лет канули в Лету (но не навсегда!). Даже в Византии, более-менее свободной от завоеваний и засилья варваров-разрушителей из наук развивалась только медицина. Толчок к развитию архитектуры дало потребности христианской Церкви в новых сооружениях и зачастую огромных зданиях для своих нужд: храмы, монастыри, службы. Ещё в IV веке в Константинополе воздвигается величайшее творение древности, достойное причисления к чудесам света - многокупольный, ажурный, огромный, украшенный бесчисленными фресками и витражами храм Святой Софии. Полторы тысячи лет это творение человеческого гения украшает наш мир. В Европе при Карле Великом также начинают возводить часовни, церкви, монастыри. И в военном деле тот же застой: из сложных по конструкции метательных и осадных орудий римлян даже в просвещённой Византии применяю только примитивную баллисту. Вооружение, доспехи, кольчуги, шлемы, современные ещё легионерам Цезаря, также не претерпевают изменений и улучшений тысячу лет. Блистательный парусно-гребной флот римлян свёлся к небольшим ладьям-драккарам славян и викингов и галерам Византии, которая, надо признать, владычествовала на море благодаря секретному оружию – своеобразному огнемёту с «греческим огнём» - видимо,
каким-то подобием «коктейля Молотова».
Из изложенного следует, что Киевская Русь ко времени принятия христианства стояла примерно на одной ступени развития с окружающим её миром, испытывая, разумеется, впрочем как и вся остальная Европа, значительное цивилизационное влияние христианской православной Византии. Справедливости ради надо сказать, что к этому времени арабы достигли огромных успехов в развитии наук, ремёсел, искусства и культуры вообще. Потребности путешествий, мореплавания и завоеваний в точной навигации породило и развитие математики: появляются арабские цифры, первые труды по алгебре (кстати, арабское слово), астрономии, что было перенято Европой позднее рассматриваемого периода уже в XI-XII веках.
3. Веды славян. Владимир Святой (ох, и святой…)
Древний многотысячелетний славянский культ состоял из множества богов, соединённых в сознании предков в единое целое, когда некий единый Бог проявляется во всевозможных ликах. Наши предки признавали Великий Триглав – триединую сущность единого Бога, состоящую из Перуна, Сварога и Световида, взаимодействующих между собой и с миром по законам Прави, а мир, в свою очередь, состоит из Яви (окружающей Вселенной) и Нави – свода морально-мировоззренческих принципов. Внутри Триглава, триединой сущности действует и весь пантеон славянских богов, обслуживающих, в первую очередь, потребности земледельческого и скотоводческого календаря древних славян. Наши пращуры считали себя детьми Богов, а не рабами божьим (ср. –«Я, сын Божий», и «я –раб божий», последнее как-то уныло, непочтенно и безнадёжно, то ли дело: Я –сын Божий! – вот это сила, вот это космос!). Как видно, принцип единобожия не был чужд нашим предкам. К тому же, триединая сущность бытия - Великий Триглав как-то примирил их сознание с христианской Троицей, где среди понятных всем Отца и Сына витает третья сущность Дух святой, нечто эфемерное, умозрительное, малопонятное неспециалисту. Но есть – и ладно- так, наверное, думали славяне тогда, да и сегодня тоже. То есть, ключевые догматы христианства не были чем-то уж совсем запредельным и инопланетным для наших предков. Но и церковь сквозь пальцы до сих пор смотрит на, казалось бы, чисто «языческие» с её точки зрения мероприятия как Масленница и Красная Горка, приурочив их к своему синодику и вяло осуждает тёмную паству за веру в домовых, леших, кикимор, русалок, веру, сопутствующую нам из седой старины.
Первым русским, принявшим христианство по византийскому обряду ещё примерно в 750 году можно считать упомянутого ранее князя Бравлина – предводителя похода русов на Крым, отбившего Сурож у ромеев и там же крестившегося. Христианкой была и бабка Владимира-Крестителя княгиня Ольга, мать князя Святослава Великого. Ольга приняла христианство в 957 году будучи в Константинополе, причём крестным отцом её, согласно преданию, был сам византийский император-василевс. Этому событию сопутствует следующий исторический полуанекдот-полуправда. Ольга была настолько хороша собой, что сразила василевса своими чарами наповал и тот воспылал к ней безумной страстью. Ольга же урезонивала сластолюбца логичной речью, что, мол, негоже ему, христианину так воспаляться на язычницу. Василевс предложил Ольге принять христианство и даже согласился стать при этом её крёстным отцом, что и было сделано. Когда же новоявленный «отец» заявил о снятии межконфессиональных барьеров, Ольга сослалась на церковное установление о принципиальной невозможности какого-либо интима между крёстными отцом и дочерью. Василевс был вынужден отступить. Ольга, по крайней мере, должна была хорошо владеть греческим языком, чтоб не запутаться в этих лирико-церковных тонкостях. Всё бы хорошо, вот только княгине в то время было уже за 60 и, скорее всего, легенда сия вставлена в позднейшие летописи для вящей убедительности. А могли и даты перепутать и всё так оно и было. Ту же мизансцену можно обнаружить и в Ветхом Завете. Египетский фараон, едва завидел жену Абрама Сару, также воспылал к ней жгучей страстью и бедный Абрам, вполне резонно беспокоясь за собственную жизнь, был вынужден объявить Сару своей сестрой. Вот только Саре к тому времени было за 90 и что творилось у фараона с головой – загадка! Как ни парадоксально, но Сара впоследствии ещё и родила небезызвестного Иакова и неплохо бы сделать генетический анализ - от кого?
Но это лирическое отступление. Очень интересна биография самого крестителя Руси князя Владимира Святославича, прозванного впоследствии Красное Солнышко и канонизированного в Святые. А вот биография этого святого несколько того, небезупречна, даже на фоне не очень-то гуманного времени. Пишу как есть, без прикрас и фантазий, факты часто шокирующие, но вся информация из официальных источников (см.»Повести временных лет» под ред. монаха Нестора).Итак. Владимир, сын князя киевского Святослава Великого, расширявшего пределы Руси вслед за Олегом Вещим до Чёрного и Каспийского морей, и простой ключницы, даже, по некоторым источникам, рабыни-полонянки, злые языки утверждают, что иудейки из Хазарии. То есть Владимир родился бастардом, это если по-французски, а по-нашему незаконнорожденным, но официально признанным княжеским сыном и одним из наследников. Имел двоих братьев – Олега и Ярополка, так усердно воевавших друг с другом за отцовское наследство после его трагической гибели у днепровских порогов (наследство –имеется в виду Киевский стол), что первый пал от руки второго. Затем в дело вступил затаившийся до времени в Новгороде Владимир. Он осаждает Киев вместе с засевшим там Ярополком. Не выдержав тягот осады, Ярополк из Киева бежал, но был перехвачен владимирскими молодцами и умерщвлён. Это была одна из первых усобиц на Руси и первое братоубийство в борьбе за власть. Жену покойного Владимир не постеснялся присовокупить к полку своих наложниц, коих насчитывалось у него только официально, так сказать по штату, 800 (восемьсот) штук!!! Это уже где-то рядом с достижениями библейского Соломона и турецких султанов. Как отмечает летописец, был Владимир «ненасытен в блуде» и «побеждён похотью». А за 10 лет до «святого озарения» насчёт христианства будущий святой возвел в Киеве дополнительные языческие славянские «капища» и требовал от подданных безудержного, как сейчас бы сказали, идолопоклонства и даже ввёл немыслимый для славян чудовищный обряд жертвоприношений младенцами. Есть мнение, что своими дикими проязыческими выходками Владимир отвращал подданных от древних богов и готовил их к таинству крещения, но это вряд ли. Просто безудержные ничем и никем не контролируемые сумасбродства всевластия и вседозволенности.
Так бы он и жил в пирах и забавах ( в том числе и кровавых), кабы не внешняя политика. С одной стороны донимали печенеги, с другой манила жирная, богатая, весёлая Византия с величайшей столицей тогдашнего мира – Царьградом – городом греха, соблазна и несметных сокровищ. Византия к концу X века достигла пика могущества, блестящего состояния финансов и расцвета культуры, Но та же болезнь, что и на Руси – усобицы – раздирали великое государство, слишком многие видели себя на троне василевсов, дошло даже до гражданской войны. Император Василий II обратился за помощью к Владимиру ( а больше оказалось и не к кому, видать, сильна была Русь), тот запросил за услуги себе в жёны сестру василевса (а то ему мало 800 имеющихся), но уже из соображений политических и династических. Такая цена, запрошенная варваром за помощь, показалась Василию чрезмерной и он колеблется. Владимир бросает на чашу переговорных весов последнюю решающую гирю – Русь примет христианство и окажет военную помощь в войне с мятежниками, а взамен Владимир получает свежую жену царской крови и, главное, союзный договор со сверхдержавой, который действовал до 1040 года и остужал своим существованием горячие печенегские головы. На том и порешили! Сейчас кажется – маловато взял князь за такой крутой поворот в судьбе государства. Но наверняка у Красного Солнышка были и иные резоны: практически все европейские народы к тому времени приняли христианство, а с мусульманским миром тогдашняя Русь практически не соприкасалась, да и вряд ли Владимиру, утверждавшему «Руси веселие есть пити…», понравились бы антиалкогольные устои ислама, и обряд обрезания у любвеобильного князя энтузиазма уж точно не вызывал.
4. Последствия Крещения.
Как и всё на Руси с той поры и доныне сам процесс Крещения проходил в сжатые сроки и с жёсткими «перегибами на местах», да и в центре тоже - очень много параллелей со сталинским «добровольным» загоном крестьян в колхозы. Ладно бы люд русский насильно княжеские тиуны загоняли в реки, а присланное с Царьграда духовенство зачитывало соответствующие псалмы, непокорные уничтожались – вот в чём беда! Причём, по некоторым данным население Руси за период христианизации (порядка ста лет) уменьшилось с 12 до 3-х миллионов человек – а это уже называется геноцид собственного народа. Данные какие-то чудовищные, конечно, неподтверждённые, переписей тогда не существовало, но таковы оценки. Доложите обратное, если кто знает. Вот также конкистадоры обращали в христианство индейцев: согласен – на цепь и в церковь, упираешься – на костёр. На Руси сопротивление привнесённой извне религии принимало подчас формы прямого восстания против княжеской власти, которые беспощадно подавлялись. Насильственная христианизация сопровождалась, безусловно, гражданской войной. Так, Ростов Великий держался до XIIвека, а вятичи покорились христианству только в XIII-том, через 250 лет! История очень сильно смахивает на 1917-й год и большевизацию России, прямо один в один: то же истребление инакомыслящих, то же забвение и предание анафеме всего прежнего.
В этом процессе пострадали не только люди, было уничтожено гигантское культурное наследие предков. Ладно бы сжигали деревянные изваяния богов и топили каменные, ладно бы уничтожались храмы и предметы культа, ладно бы в первую очередь на смерть шли носители славянской веры волхвы и кудесники – так уничтожались и материальные носители всей многотысячелетней предыстории русичей: старинные рукописи, бесценные памятники как общей грамотности русов, так и достижений философско-этической мысли безвестных, увы, мыслителей. Так, величественный духовный монумент предков –Славяно-Арийские Веды – которые ныне по крупицам, по каким-то обрывочным данным, по остаткам восстанавливают без всякой поддержки государства энтузиасты-подвижники, должен занять своё достойное место в сокровищнице мировой культуры. Восстановление народной памяти, может быть, и есть та самая отсутствующая ныне национальная идея, способная сплотить нацию.
Счастливы египтяне, вырезавшие свои иероглифы в камне – они целы, камни вечны; счастливы шумеры, писавшие на глиняных табличках – они частью дожили до наших дней; и как осиротели мы с вами в культурном смысле из-за пристрастия русичей к недолговечным бересте и деревянным табличкам – всё, ВСЁ сгорело в огне войны Владимира с «идолопоклонством». Знания, накопленные тысячелетиями, оригинальная, давшая начало всему европейскому письму письменность – за исторически короткий период уничтожены! Владимир сначала не ведал удержу в поклонении старинным верованиям, доводя их до абсурда, а затем становится вдруг исступленным фанатиком новой религии. Такие резкие метаморфозы способен совершать либо воистину великий человек, либо просто шизоид. Что верней – решать вам.
История Руси началась с нуля, с Крещения, а до этого ничего не было – пустыня!. Так нас и учили: прятались в лесах русские дикари, пока добрый дядя Вова, то есть Владимир (что-то это имя подозрительно регулярно сопровождает Россию на крутых переломах истории, и не всегда в позитивном смысле) не привел к нам епископов с митрополитами из Византии для духовного просвещения, а незадолго до этого греки Кирилл с Мефодием «изобрели» нам письменность. Если кто помнит, по советским учебникам истории также жизни в России до 1917 года практически не существовало, а было только сплошное угнетение забитого бессловесного народа какими-то упырями и царями-кровопийцами с редкими проблесками в виде восстаний Болотникова-Разина-Пугачёва. Соответственно, толстенная книжка по истории имела всего несколько страничек до 17 года и основную массу после, всемерно уплотняясь по мере приближения к году написания. История начиналась с рождения величайшего гения Владимира Ильича, а тогда, тысячу лет назад, с появления на свет будущего святого Владимира Святославича. Возможно, новый виток закладывается сегодня уже Владимир Владимирычем.
Выводы из 4-й главы:
1).Дохристианская Русь занимала достойное место в ряду цивилизованных государств;
2). Крещение Руси есть факт крайне неоднозначный по последствиям.
 
СообщениеКРУШЕНИЕ РУССКИХ ГАЛЕР
Глава 4. Крещение огнём и мечом.
1. Политико-экономическое состояние дохристианской Руси и её соседей.
Чего достигла Киевская Русь к 988 году от р.Хр. – об этом чуть позже, для начала пройдёмся по нашим соседям того времени. Начнем с востока-юго-востока. После разгрома хазарского каганата на недолгий период Степь была свободна от кочевых разбойников. Восстанавливаются торговые пути на восток по Волге и Каспию в Персию (в ту пору часть арабского халифата) и через Бухару – Самарканд в Индию и Китай. Волга на непродолжительное время становится не только главной водной артерией, но и естественной границей с угорскими народами, не имеющими к тому времени своей государственности. Правда, спокойствие на востоке было недолгим: как черт из табакерки выскочили из азиатского Мордора очередные орки – печенеги, безуспешно осаждавшие Киев в 968 году, а в 972-м коварно убившие «героя России» того времени князя киевского Святослава Великого. Ну, а с севера же никем и никогда Русь не напрягалась – просто некому, как, впрочем, и в обратном направлении- на холод, кроме русских, тысячи лет никого не тянуло. С северо-запада вовремя появились союзные и родственные руси варяги. Викинги, наводившие в это время ужас на всю прибрежную Европу, обитали в Скандинавии –Дании и непосредственно с Русью не соприкасались. Ко времени Крещения Руси викинги добрались до Северной Америки, а ещё за 100 лет до этого в 845 году морские разбойники умудрились осаждать сухопутный Париж. Викинги в изобилии служили наёмниками в армиях Византии и иных королевств, где больше заплатят. Есть мнение некоторых историков, что вообще всех прибрежных разбойников называли в ту пору викингами независимо от национальности, так что это, получается, профессия, а не национальность. Только после принятия христианства в 999 году у викингов появляются первые королевства Норвежское и Сицилийское (посмотрите по карте как они далеки друг от друга). Таким образом, принятие христианства и становление первых государств у викингов и русов происходило почти одновременно.
На западе Русь непосредственно соприкасалась с родственными славянскими племенами, составившими в дальнейшем основы: польской национальности – потомками легендарного прародителя Леха (ср. ляхи у украинцев), чешской – потомками Щека, сербов и хорватов – потомками Хорива. Здесь же обитают и доныне венгры-мадьяры – гремучая смесь остатков авар и гуннов. Южнее располагались болгары и дакийцы, будущие румыны, уже давно принявшие христианство, будучи под властью Византии. Западнее славян установились территории германцев, создавших уже после распада Римской империи ряд так называемых варварских королевств, со временем ненадолго объединившихся под скипетром Карла Великого (умер в 814г.) в империю, куда входили территории современных Франции, Германии, Голландии, Австрии, часть Италии. Империя просуществовала как единое целое только до 860 г. На Британских островах в это время кельты и бритты, уже крещённые при легендарном короле Артуре в VI веке, не успевали отбиваться от натиска континентальных захватчиков – англов и саксов (германцев), а также викингов.
Ну, и наконец, с юга соседство Византии, как через Болгарию-Дакию, так и непосредственно в Причерноморье с греческими городами. Византия, кстати, стала так называться историками уже после взятия Константинополя турками в XV веке, а до этого сами себя греки именовали «ромеи», русичи называли их также ромеями и греками, а страну Румелией, или Грецколань. Византия оказывала огромное культурное, политическое и экономическое влияние на всю западную часть Евразии и Сев.Африки и, естественно, в том числе и на Русь. После краха Западной Римской империи Византия (будем называть её так) подхватывает, так сказать, упавшее знамя Рима и на тысячу лет становится оплотом веры и источником христианства для восточной Европы, опорой европейской цивилизации. Русь постоянно контактировала с Византией и не всегда мирно: набеги на богатых соседей то в союзе с аланами, то с аварами-гуннами, а то и самостоятельно проходили с переменным успехом. Южнее Византии, непосредственно с Русью не соприкасаясь, но оказывая огромное влияние на тогдашний мир, располагались арабы. Феномен мгновенного по историческим меркам распространения ислама одновременно с арабскими завоеваниями требует отдельного освещения. Отметим только, что ко времени Крещения Руси арабское влияние распространялось от Западной Европы (практически вся Испания) до Средней Азии и Северной Индии на востоке и, естественно, Аравии на юге, прихватывая Закавказье и половину Прикаспия. То есть, русичи в то время были непосредственно знакомы с христианством византийского толка, знали о существовании иудейства через хазарских каганов, ну и соприкасались с исламом в Прикаспии при торговых операциях с арабами. И тут, как ни крути, ближе всех стояла к Руси именно христианская Византия.
2. Место Руси в цивилизационных координатах того времени.
Пока оставим за скобками повествования Византию и Западную Европу – эти королевства, герцогства, графства и даже империи получили толчок в развитии от безвременно ушедшего великого Рима. Нас же он не толкал, но тем не менее на Руси существовали города-крепости, хотя бы, по обилию леса, и деревянные, была своя древняя письменность – см. гл.3, своя оригинальная философско-религиозная система (об этом далее); с возвращением варягов-вендов образуются государственные институты, происходит самоидентификация народности. Особо разделяются соседи по тогдашнему миру: вот это – враги (кочевники, степняки-разбойники с чуждыми верованиями, обычаями и, главное, языком); а вот эти – свои, славяне, соседи, родня с общими пращурами. С одними дружим, с другими воюем. Русь постепенно становится важной экономической зоной для всего тогдашнего мира –«путём из варяг в греки» от Балтики в Черное море с системой городов-крепостей по всему водному пути, в Константинополь и далее в Средиземноморье. Русь - элемент древнего Великого Шелкового Пути, пути торговли Запада и Востока уже в глобальном аспекте. Страна русичей, Киевское княжество, Киевская Русь отныне и навсегда становится связующим элементом в торговле Запада с Востоком, это во-первых, а во-вторых, принимающим на себя первый удар заслоном индоевропейской цивилизации от нашествий азиатских хищников.
Здесь есть один интересный момент. Из известных древних городов на Руси, отмеченных летописцами, принято упоминать Новгород и Киев-на-Днепре –Vвек, Корсунь и Сурож (русские города раннего средневековья, переходившие из рук в руки во время частых битв и нашествий и упромянутые в различных источниках), а вот в «Велесовой книге», написанной более чем за 100 лет до Крещения, насчитывается с десяток упоминаний о некоем граде «Воронежецъ», как об особо приметном месте постоянных и кровопролитных битв русичей во II-IX веках с остготами, гуннами, аварами. Воронежец упоминается и как река, и как город-крепость, причём на границе леса и степи. Есть современные река Воронеж и одноимённый город в России и река Воронеж в Черниговской обл. Украины, расположенные географически недалеко друг от друга; и, сдаётся, что нынешний город Воронеж и есть тот самый Воронежец древних. Очень много здесь в пригородах остатков славянских городищ 1-го тысячелетия н.э., окружённых рвами и валами, а также скифских курганов-могильников. Не зря же именно здесь в междуречье Дона и Воронежа на крутых берегах при царе Фёдоре Иоанновиче в 1586 г. был заложен город-крепость как элемент засечной пограничной со степью черты, и Пётр Великий строил первый российский флот для азовских походов. Междуречье Дона и Воронежа образуют своей конфигурацией как бы естественную крепость-полуостров, врезающуюся южным фасом в Степь и имеющие крутые (очень крутые) западные берега, позволяющие относительно легко обороняться и контролировать степи востока-юго-востока. А в случае неудачи легко раствориться в дремучих лесах, тянувшихся в ту пору до самой тундры. Вот тут и проходили великие битвы русов с врагами. Воронежец в сознании пращуров означал то же, что для нас, теперешних, Куликово поле, Бородино, Сталинград – место воинской славы, место памяти павших за Родину, за Святую Русь!
Теперь вернёмся к Западной Европе и Византии, которые хотя и стали восприемниками великой Римской цивилизации, но сказались, всё же, века хаоса и разрухи эпохи Великого Переселения Народов и падения Римской империи. Деградация всего и вся, запустение городов, забвение культурных ценностей – над Западной Европой сгустились сумерки «тёмных веков». Точные и прикладные науки древних греков (Эратосфен, Архимед, Птолемей), философские системы Аристотеля, Диогена и пр., практически все достижения первых цивилизаций Европы на сотни лет канули в Лету (но не навсегда!). Даже в Византии, более-менее свободной от завоеваний и засилья варваров-разрушителей из наук развивалась только медицина. Толчок к развитию архитектуры дало потребности христианской Церкви в новых сооружениях и зачастую огромных зданиях для своих нужд: храмы, монастыри, службы. Ещё в IV веке в Константинополе воздвигается величайшее творение древности, достойное причисления к чудесам света - многокупольный, ажурный, огромный, украшенный бесчисленными фресками и витражами храм Святой Софии. Полторы тысячи лет это творение человеческого гения украшает наш мир. В Европе при Карле Великом также начинают возводить часовни, церкви, монастыри. И в военном деле тот же застой: из сложных по конструкции метательных и осадных орудий римлян даже в просвещённой Византии применяю только примитивную баллисту. Вооружение, доспехи, кольчуги, шлемы, современные ещё легионерам Цезаря, также не претерпевают изменений и улучшений тысячу лет. Блистательный парусно-гребной флот римлян свёлся к небольшим ладьям-драккарам славян и викингов и галерам Византии, которая, надо признать, владычествовала на море благодаря секретному оружию – своеобразному огнемёту с «греческим огнём» - видимо,
каким-то подобием «коктейля Молотова».
Из изложенного следует, что Киевская Русь ко времени принятия христианства стояла примерно на одной ступени развития с окружающим её миром, испытывая, разумеется, впрочем как и вся остальная Европа, значительное цивилизационное влияние христианской православной Византии. Справедливости ради надо сказать, что к этому времени арабы достигли огромных успехов в развитии наук, ремёсел, искусства и культуры вообще. Потребности путешествий, мореплавания и завоеваний в точной навигации породило и развитие математики: появляются арабские цифры, первые труды по алгебре (кстати, арабское слово), астрономии, что было перенято Европой позднее рассматриваемого периода уже в XI-XII веках.
3. Веды славян. Владимир Святой (ох, и святой…)
Древний многотысячелетний славянский культ состоял из множества богов, соединённых в сознании предков в единое целое, когда некий единый Бог проявляется во всевозможных ликах. Наши предки признавали Великий Триглав – триединую сущность единого Бога, состоящую из Перуна, Сварога и Световида, взаимодействующих между собой и с миром по законам Прави, а мир, в свою очередь, состоит из Яви (окружающей Вселенной) и Нави – свода морально-мировоззренческих принципов. Внутри Триглава, триединой сущности действует и весь пантеон славянских богов, обслуживающих, в первую очередь, потребности земледельческого и скотоводческого календаря древних славян. Наши пращуры считали себя детьми Богов, а не рабами божьим (ср. –«Я, сын Божий», и «я –раб божий», последнее как-то уныло, непочтенно и безнадёжно, то ли дело: Я –сын Божий! – вот это сила, вот это космос!). Как видно, принцип единобожия не был чужд нашим предкам. К тому же, триединая сущность бытия - Великий Триглав как-то примирил их сознание с христианской Троицей, где среди понятных всем Отца и Сына витает третья сущность Дух святой, нечто эфемерное, умозрительное, малопонятное неспециалисту. Но есть – и ладно- так, наверное, думали славяне тогда, да и сегодня тоже. То есть, ключевые догматы христианства не были чем-то уж совсем запредельным и инопланетным для наших предков. Но и церковь сквозь пальцы до сих пор смотрит на, казалось бы, чисто «языческие» с её точки зрения мероприятия как Масленница и Красная Горка, приурочив их к своему синодику и вяло осуждает тёмную паству за веру в домовых, леших, кикимор, русалок, веру, сопутствующую нам из седой старины.
Первым русским, принявшим христианство по византийскому обряду ещё примерно в 750 году можно считать упомянутого ранее князя Бравлина – предводителя похода русов на Крым, отбившего Сурож у ромеев и там же крестившегося. Христианкой была и бабка Владимира-Крестителя княгиня Ольга, мать князя Святослава Великого. Ольга приняла христианство в 957 году будучи в Константинополе, причём крестным отцом её, согласно преданию, был сам византийский император-василевс. Этому событию сопутствует следующий исторический полуанекдот-полуправда. Ольга была настолько хороша собой, что сразила василевса своими чарами наповал и тот воспылал к ней безумной страстью. Ольга же урезонивала сластолюбца логичной речью, что, мол, негоже ему, христианину так воспаляться на язычницу. Василевс предложил Ольге принять христианство и даже согласился стать при этом её крёстным отцом, что и было сделано. Когда же новоявленный «отец» заявил о снятии межконфессиональных барьеров, Ольга сослалась на церковное установление о принципиальной невозможности какого-либо интима между крёстными отцом и дочерью. Василевс был вынужден отступить. Ольга, по крайней мере, должна была хорошо владеть греческим языком, чтоб не запутаться в этих лирико-церковных тонкостях. Всё бы хорошо, вот только княгине в то время было уже за 60 и, скорее всего, легенда сия вставлена в позднейшие летописи для вящей убедительности. А могли и даты перепутать и всё так оно и было. Ту же мизансцену можно обнаружить и в Ветхом Завете. Египетский фараон, едва завидел жену Абрама Сару, также воспылал к ней жгучей страстью и бедный Абрам, вполне резонно беспокоясь за собственную жизнь, был вынужден объявить Сару своей сестрой. Вот только Саре к тому времени было за 90 и что творилось у фараона с головой – загадка! Как ни парадоксально, но Сара впоследствии ещё и родила небезызвестного Иакова и неплохо бы сделать генетический анализ - от кого?
Но это лирическое отступление. Очень интересна биография самого крестителя Руси князя Владимира Святославича, прозванного впоследствии Красное Солнышко и канонизированного в Святые. А вот биография этого святого несколько того, небезупречна, даже на фоне не очень-то гуманного времени. Пишу как есть, без прикрас и фантазий, факты часто шокирующие, но вся информация из официальных источников (см.»Повести временных лет» под ред. монаха Нестора).Итак. Владимир, сын князя киевского Святослава Великого, расширявшего пределы Руси вслед за Олегом Вещим до Чёрного и Каспийского морей, и простой ключницы, даже, по некоторым источникам, рабыни-полонянки, злые языки утверждают, что иудейки из Хазарии. То есть Владимир родился бастардом, это если по-французски, а по-нашему незаконнорожденным, но официально признанным княжеским сыном и одним из наследников. Имел двоих братьев – Олега и Ярополка, так усердно воевавших друг с другом за отцовское наследство после его трагической гибели у днепровских порогов (наследство –имеется в виду Киевский стол), что первый пал от руки второго. Затем в дело вступил затаившийся до времени в Новгороде Владимир. Он осаждает Киев вместе с засевшим там Ярополком. Не выдержав тягот осады, Ярополк из Киева бежал, но был перехвачен владимирскими молодцами и умерщвлён. Это была одна из первых усобиц на Руси и первое братоубийство в борьбе за власть. Жену покойного Владимир не постеснялся присовокупить к полку своих наложниц, коих насчитывалось у него только официально, так сказать по штату, 800 (восемьсот) штук!!! Это уже где-то рядом с достижениями библейского Соломона и турецких султанов. Как отмечает летописец, был Владимир «ненасытен в блуде» и «побеждён похотью». А за 10 лет до «святого озарения» насчёт христианства будущий святой возвел в Киеве дополнительные языческие славянские «капища» и требовал от подданных безудержного, как сейчас бы сказали, идолопоклонства и даже ввёл немыслимый для славян чудовищный обряд жертвоприношений младенцами. Есть мнение, что своими дикими проязыческими выходками Владимир отвращал подданных от древних богов и готовил их к таинству крещения, но это вряд ли. Просто безудержные ничем и никем не контролируемые сумасбродства всевластия и вседозволенности.
Так бы он и жил в пирах и забавах ( в том числе и кровавых), кабы не внешняя политика. С одной стороны донимали печенеги, с другой манила жирная, богатая, весёлая Византия с величайшей столицей тогдашнего мира – Царьградом – городом греха, соблазна и несметных сокровищ. Византия к концу X века достигла пика могущества, блестящего состояния финансов и расцвета культуры, Но та же болезнь, что и на Руси – усобицы – раздирали великое государство, слишком многие видели себя на троне василевсов, дошло даже до гражданской войны. Император Василий II обратился за помощью к Владимиру ( а больше оказалось и не к кому, видать, сильна была Русь), тот запросил за услуги себе в жёны сестру василевса (а то ему мало 800 имеющихся), но уже из соображений политических и династических. Такая цена, запрошенная варваром за помощь, показалась Василию чрезмерной и он колеблется. Владимир бросает на чашу переговорных весов последнюю решающую гирю – Русь примет христианство и окажет военную помощь в войне с мятежниками, а взамен Владимир получает свежую жену царской крови и, главное, союзный договор со сверхдержавой, который действовал до 1040 года и остужал своим существованием горячие печенегские головы. На том и порешили! Сейчас кажется – маловато взял князь за такой крутой поворот в судьбе государства. Но наверняка у Красного Солнышка были и иные резоны: практически все европейские народы к тому времени приняли христианство, а с мусульманским миром тогдашняя Русь практически не соприкасалась, да и вряд ли Владимиру, утверждавшему «Руси веселие есть пити…», понравились бы антиалкогольные устои ислама, и обряд обрезания у любвеобильного князя энтузиазма уж точно не вызывал.
4. Последствия Крещения.
Как и всё на Руси с той поры и доныне сам процесс Крещения проходил в сжатые сроки и с жёсткими «перегибами на местах», да и в центре тоже - очень много параллелей со сталинским «добровольным» загоном крестьян в колхозы. Ладно бы люд русский насильно княжеские тиуны загоняли в реки, а присланное с Царьграда духовенство зачитывало соответствующие псалмы, непокорные уничтожались – вот в чём беда! Причём, по некоторым данным население Руси за период христианизации (порядка ста лет) уменьшилось с 12 до 3-х миллионов человек – а это уже называется геноцид собственного народа. Данные какие-то чудовищные, конечно, неподтверждённые, переписей тогда не существовало, но таковы оценки. Доложите обратное, если кто знает. Вот также конкистадоры обращали в христианство индейцев: согласен – на цепь и в церковь, упираешься – на костёр. На Руси сопротивление привнесённой извне религии принимало подчас формы прямого восстания против княжеской власти, которые беспощадно подавлялись. Насильственная христианизация сопровождалась, безусловно, гражданской войной. Так, Ростов Великий держался до XIIвека, а вятичи покорились христианству только в XIII-том, через 250 лет! История очень сильно смахивает на 1917-й год и большевизацию России, прямо один в один: то же истребление инакомыслящих, то же забвение и предание анафеме всего прежнего.
В этом процессе пострадали не только люди, было уничтожено гигантское культурное наследие предков. Ладно бы сжигали деревянные изваяния богов и топили каменные, ладно бы уничтожались храмы и предметы культа, ладно бы в первую очередь на смерть шли носители славянской веры волхвы и кудесники – так уничтожались и материальные носители всей многотысячелетней предыстории русичей: старинные рукописи, бесценные памятники как общей грамотности русов, так и достижений философско-этической мысли безвестных, увы, мыслителей. Так, величественный духовный монумент предков –Славяно-Арийские Веды – которые ныне по крупицам, по каким-то обрывочным данным, по остаткам восстанавливают без всякой поддержки государства энтузиасты-подвижники, должен занять своё достойное место в сокровищнице мировой культуры. Восстановление народной памяти, может быть, и есть та самая отсутствующая ныне национальная идея, способная сплотить нацию.
Счастливы египтяне, вырезавшие свои иероглифы в камне – они целы, камни вечны; счастливы шумеры, писавшие на глиняных табличках – они частью дожили до наших дней; и как осиротели мы с вами в культурном смысле из-за пристрастия русичей к недолговечным бересте и деревянным табличкам – всё, ВСЁ сгорело в огне войны Владимира с «идолопоклонством». Знания, накопленные тысячелетиями, оригинальная, давшая начало всему европейскому письму письменность – за исторически короткий период уничтожены! Владимир сначала не ведал удержу в поклонении старинным верованиям, доводя их до абсурда, а затем становится вдруг исступленным фанатиком новой религии. Такие резкие метаморфозы способен совершать либо воистину великий человек, либо просто шизоид. Что верней – решать вам.
История Руси началась с нуля, с Крещения, а до этого ничего не было – пустыня!. Так нас и учили: прятались в лесах русские дикари, пока добрый дядя Вова, то есть Владимир (что-то это имя подозрительно регулярно сопровождает Россию на крутых переломах истории, и не всегда в позитивном смысле) не привел к нам епископов с митрополитами из Византии для духовного просвещения, а незадолго до этого греки Кирилл с Мефодием «изобрели» нам письменность. Если кто помнит, по советским учебникам истории также жизни в России до 1917 года практически не существовало, а было только сплошное угнетение забитого бессловесного народа какими-то упырями и царями-кровопийцами с редкими проблесками в виде восстаний Болотникова-Разина-Пугачёва. Соответственно, толстенная книжка по истории имела всего несколько страничек до 17 года и основную массу после, всемерно уплотняясь по мере приближения к году написания. История начиналась с рождения величайшего гения Владимира Ильича, а тогда, тысячу лет назад, с появления на свет будущего святого Владимира Святославича. Возможно, новый виток закладывается сегодня уже Владимир Владимирычем.
Выводы из 4-й главы:
1).Дохристианская Русь занимала достойное место в ряду цивилизованных государств;
2). Крещение Руси есть факт крайне неоднозначный по последствиям.

Автор - studenh
Дата добавления - 06.02.2014 в 05:42:35
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Загрузка...

Статистика
Яндекс цитирования
Copyright © автор идеи: OgneV; дизайн: Plotnick (2009-2025); Сайт управляется системой uCoz