Рецензия (от лат. recensio "рассмотрение") - отзыв, разбор и
оценка нового художественного, научного или научно-популярного
произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.
Рецензию характеризует небольшой объём и краткость.
Рецензент занимается в первую очередь новинками, о которых практически
еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться
определенное мнение.
В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её
актуального, остросовременного прочтения. Любое произведение нужно
рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного
процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность
является непременным признаком рецензии.
Под сочинениями-рецензиями мы понимаем такие творческие работы:
- небольшая литературно-критическая или публицистическая статья
(часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение
является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных
проблем;
- сочинение, которое в большей степени лирическое размышление автора
рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;
- развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание
произведения, особенности композиции и одновременно содержится его
оценка.
Под школьной экзаменационной рецензией понимается рецензия -
развернутая аннотация.
Примерный план рецензии на литературное произведение.
- Библиографическое описание произведения (автор, название,
издательство, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях)
пересказ его содержания.
- Непосредственный отклик на произведение литературы
(отзыв-впечатление).
- Критический разбор или комплексный анализ текста:
- смысл названия
- анализ его формы и содержания
- особенности композиции
- мастерство автора в изображении героев
- индивидуальный стиль писателя - Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора
рецензии:
- основная мысль рецензии
- актуальность тематики произведения
В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных
компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной.
Принципы рецензирования.
Импульсом к созданию рецензии всегда служит потребность выразить
своё отношение к прочитанному, это попытка разобраться в своих
впечатлениях, вызванных произведением, но на основе элементарных
познаний в теории литературы, подробного анализа произведения.
Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном фильме
"нравится - не нравится” без доказательств. А рецензент свое мнение
должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом.
Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки
рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать
объективно.
Отношения между рецензентом и автором - творческий диалог при равном
положении сторон.
Авторское "я” проявляется открыто, чтобы рационально, логически и
эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует
языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и
разговорные слова и конструкции.
Критика не изучает литературу, а судит её - с тем, чтобы сформировать
читательское, общественное отношение к тем или иным писателям, активно
воздействовать на ход литературного процесса.
Коротко о том, что нужно помнить при написании рецензии
Подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно
будет читать само произведение; во-вторых, одним из критериев слабой
рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста
его пересказом.
Всякая книга начинается с названия, которое в процессе чтения как-то
интерпретируешь, разгадываешь. Название хорошего произведения всегда
многозначно, это своего рода символ, метафора.
Многое для понимания и интерпретации текста может дать анализ
композиции. Размышления над тем, какие композиционные приёмы (антитеза,
кольцевое построение и т.д.) использованы в произведении, помогут
рецензенту проникнуть в замысел автора. На какие части можно разделить
текст? Как они расположены?
Важно оценить стиль, своеобразие писателя, разобрать образы,
художественные приёмы, которые он использует в своем произведении, и
обдумать, в чём заключается его индивидуальный, неповторимый стиль, чем
этот автор отличается от других. Рецензент разбирает "как сделан” текст.
Школьную рецензию стоит писать так, как будто никто в экзаменационной
комиссии с рецензируемым произведением не знаком. Нужно предположить,
какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее
подготовить ответы на них в тексте.
Источник: http://www.humanitarium.nm.ru/recenziya.htm |