Дата: Вторник, 26.10.2010, 19:56:32 | Сообщение # 1
Повесть
Группа: Писатели
Сообщений: 608
Статус: Offline
Пока, волей судьбы сидел без интернета, добрался наконец до фильма Константина Лопушанского «Гадкие Лебеди», снятого в 2006 году по одноименной повести Аркадия и Бориса Стругацких, написанной ещё в 1967.
Сразу скажу, что был разочарован - это мягко сказано. Я был потрясён, в худшем смысле этого слова, тем, как легко превратить очень талантливое произведение мэтров фантастического жанра, в откровенный маразм. Даже в Википедии указано, что сценарий фильма, написанный фантастом Рыбаковым, кардинально изменяет и сюжетную линию и финал повести. Ну что ж, да простят меня зрители, пробегусь по фильму ножом критики. Итак, главный герой, российский писатель Виктор Банев, непонятно почему оказавшийся эмигрантом, живущим в США, напросился в комиссию при ООН, которая занимается аномальной климатической зоной, образовавшейся на месте его родного города Ташлинск. Вроде всё логично и переплетается с сюжетом повести (кроме эмиграции и комиссии). Но на этом всё сходство и заканчивается. Да, в городе ещё идёт постоянный дождь, тоже по повести. Но дальше. Мне почему-то вспомнились американские боевики времён холодной войны. Вроде Рэмбо, где сержант советской армии управляет Вьетнамом и носит огромную звезду на шапке, тяжесть которой удивительным образом не отрывает бедолаге голову. А ещё сержант очень любит стрелять направо и налево, и по вьетнамцам и по несчастным, кротким американским солдатам из благотворительной миссии Армии Спасения (я утрирую, простите). Нет, нет. В фильме нет боевых сцен, отнюдь. Он более чем философский. Но извините, значит, француженка (она особенно, фильм то совместный с Францией), член комиссии ООН, какой-то Айк, кажется председатель комиссии, тоже не рязанских кровей, вовсю пытаются образумить русского представителя военных, в исполнении А. Кортнева, который ставит вопрос о химическом уничтожении аномалии, вместе с людьми, так называемыми «мокрецами», поражёнными генетической болезнью. И вопрос этот уже решён, комиссия должна только дать разрешение на захват одного из «мокрецов» для быстрого исследования (его, кстати, потом найдут в подвале!!! насмерть замученного). И в довершении ко всему, ближе к финалу, когда выясняется, что в городе, кроме мокрецов, остались дети из школы-интерната для гениальных (маразм полнейший, город окружён немыслимым количеством кордонов, болезни «мокрецов» бояться как новой чумы, а детскую школу, где учителями работают эти самые «мокрецы» содержать можно), так вот, когда выясняется, что дети наотрез отказываются покинуть город, генерал, командующий операцией произносит сакраментальное: «А что я могу сделать? Стратегические Бомбардировщики уже в воздухе» (не дословно, но смысл этот). Писатель в это время прорывается в школу и уговаривает «мокрецов», чтобы те в свою очередь уговорили детей спуститься в изолированное бомбоубежище, где можно пережить химическую атаку с воздуха. Ну тут понятно. Ведь российские военные ни перед чем не остановятся. Им что Багдадскую детскую больницу разбомбить, что колонну беженцев в Югославии ракетами накрыть - раз плюнуть. А в печально известной Иракской тюрьме, просто санаторий, по сравнению с психиатрической клиникой, куда поместили выживших детей, в том числе и дочь самого писателя. Ах, да, я не сказал. Он ведь в комиссию напросился, потому что его дочь в этом интернате училась. Конец убийственный. Врач объясняет отцу, что его дочь и вообще все дети – «чахнут», после этого девочка некоторое время водит рукой по стеклу, за которым чёрное ночное небо… Теперь о фантастически-философской составляющей, как самого фильма, так и повести. В результате генетической болезни, «мокрецам» открылось великое знание, которое они и передавали детям. Кстати, положительный момент в фильме (а они есть, не всё так плохо) это встреча писателя с детьми. Здесь режиссёру можно смело ставить пятёрку с огромным плюсом. Сцена удалась как нельзя лучше и это не ирония. Я даже почувствовал, что это действительно фильм по произведению Стругацких. Так вот дети, несмотря на юный возраст, со всей отчётливостью сознают, что мир устарел, он задыхается в пошлости, истеричности и никчёмности существования человеческого рода. И они, став взрослыми смогут это изменить. Вот только у Стругацких повесть заканчивается, как однажды, без всякого участия военных, небо над городом вдруг посветлело, тучи рассеялись и все дети ушли в лепрозорий, где до того обитали «мокрецы» (они погибли и знали что однажды тучи рассеются и они умрут). Ушли, чтобы оттуда начать строить новый мир. И писатель ушёл вместе с дочерью. Туда. В будущее. Концовка фильма в стиле: «Всё плохо – пойди, повесься». А вот теперь о том, что меня особенно задело. Мысль о том, что старый мир изжил себя, сосредоточена на одной единственной стране. Угадайте с первого раза - какой именно. Тут были задействованы все средства, чтобы убедить в этом зрителя. Ну, сам по себе варварский приказ о химической атаке. Деятельный и очень злобный персонаж А. Кортнева. Охрана (это не отражено, но чувствуется что постоянно нетрезвая). «Научное исследование» российскими специалистами «мокреца» в подвале в стиле а-ля НКВД. Это тоже не показано, но если отталкиваться от того, кто требовал это исследование («живыми отсюда никто не выйдет, пока не будет получено одобрение») вывод сделает даже ребёнок. И наконец, психиатрическая клиника с военными в качестве охраны, тяжёлые тюремные решётки, строгий режим. Бабищи-медсёстры (простите уважаемые дамы, но это не я, это режиссёр показал их такими), с явным опытом охраны концлагерей. И наконец, главврач клиники, в кабинете которого стоит шкаф с коллекцией детских черепов, тоже что-то эсесовское в этом есть. А на фоне этого, прогрессивные, гуманные француженка и Айк. Ещё Диана, очень почему-то всесильная и многознающая помощница Айка китайского происхождения, но явно не из Поднебесной (кстати, этот персонаж есть и в повести, только там Диана много знала, потому что её муж стал «мокрецом», а многое могла, потому что работала в санатории для «элиты», город-то в книге был не закрытым). И естественно сам писатель, живущий ныне в самой прогрессивной и демократичной империи, простите - стране. Ладно, не слушайте моё ворчание. Фильм, если честно, неплохой. Есть моменты, которые я специально гипертрофировал, но это только чтобы показать, как опасно бывает делать привязку к конкретным людям, или конкретной стране. У тех же Стругацких, например, действие происходит в стране вымышленной. Имена персонажей подобраны очень тщательно, они интернациональны. Писатель Виктор, его дочь Ирма, любовница писателя Диана, то есть имена подходят практически для любой страны. И читатель, кем бы он ни был, невольно делает прикидку на страну собственную, но выводы делает сам. Его никто не подталкивает, или, если можно так выразится – никто как котёнка не тыкает носом в обгаженный тапок. В этом и есть смысл той фантастики, представителями которой являются мэтры отечественной литературы Аркадий и Борис Стругацкие. И напоследок несколько слов. Усмотрел я в фильме попытку режиссёра снять что-то на подобии «Сталкера» Тарковского. Может это всего лишь моя мнительность, но если так, то попытка провалилась. Когда Тарковский понял, что он не сможет снять то, что хотел бы выразить в рамках оригинального произведения, то просто смыл отснятый материал и фактически написал собственного Сталкера, лишь отдаленно переплетающегося с идеей и сюжетом «Пикника на обочине». Здесь же режиссер, взяв идею, вывернул её наизнанку и попытался, извините за повтор - тыкнуть зрителя носом в тапок. В общем, подытоживая скажу, если не смотрели фильм, советую посмотреть, а если не читали повесть – прочтите обязательно. Засим прощаюсь, простите за многословность, надо было высказаться.
Всё вышеизложенное является мнением, которое скорее всего неправильное.
Дата: Вторник, 26.10.2010, 21:17:05 | Сообщение # 2
Вольный стрелок
Группа: Читатели
Сообщений: 667
Статус: Offline
Фильм интересен как отдельное произведение со своей атмосферой и героями. Помню, в свое время смотрел его ночью с кое-каким даже удовольствием. Но как экранизация книги АБС - нет. Тарковский не оставил ничего фактически общего от их Сталкера - и получилось гениально. Тут же получилось не самое лучшее кинцо с узнаваемым названием для окупаемости. АБС вообще никогда особенно не везло на экранизации. И это очередной пример.