Дата: Вторник, 20.08.2013, 10:37:10 | Сообщение # 1
Буква
Группа: Новые участники
Сообщений: 1
Статус: Offline
Кукловод и марионетка.
Знакомьтесь: я - марионетка, Мой кукловод - какой-то псих! И нити держит он так крепко, Что впору вешаться на них. Но если он отпустит нити, Я сам подняться не смогу! Кто он: палач или хранитель? Он превратил меня в слугу!
Эй, кукловод, такая штука: Вы мой соратник или враг?! Я так хочу пожать Вам руку, Но не могу разжать кулак!
Дают мне волю крайне редко, Но стоит всё-таки признать, Что проще быть марионеткой, Чтоб ни за что не отвечать. И за тебя решат проблемы, И путь расчистят пред тобой. Но кто я есть, и кто есть все мы, Когда не можем быть собой?!
Помнится, когда-то давно у меня было стихотворение "Игрушка", написанное от лица героя компьютерной игры, которого сидящий за компьютером человек мотает по игровому миру. Поэтому тема знакомая и для меня очень интересная. Когда начинал читать стихотворение, ожидал увидеть нечто новое, иную интерпретацию образа марионетки. Оказалось, что всё стандартно: человек-марионетка, а некто (власть? Бог?) - его кукловод. Мысль тысячу раз высказываемая в стихах и в прозе. Тут автор не оригинален. НО! В стихотворении есть кое-что, понравившееся мне. Интуитивно у автора получилось представить марионетку как обезличенного персонажа. Никаких черт характера\внешности, никакой примерки героя на себя. Будь это стихотворение иного плана - это был бы несомненный минус. А так - очень сильный ход. Даже протагонист - никто, безликий серый силуэт. И это интересно. К тому же хороший, хоть и патетичный финал. И ещё пара строк есть, которые, как мне кажется, могут сделать стихотворение весьма необычным и оригинальным, но об этом чуть ниже:
Цитата (Kresnik05)
Мой кукловод - какой-то псих! И нити держит он так крепко,
"И" здесь неуместно. При прочтении возникает ощущение, что ЛГ крепость рук кукловода объясняет тем, что тот - псих. Не каждый возница, держащий поводья крепко - псих... К тому же в этих строках уже задаётся негативное отношение к кукловоду. Герой стихотворения зло ("псих"), пренебрежительно ("какой-то") и явно субъективно отзывается о кукловоде. Излишне эмоционально для безликой марионетки (ИМХО, как говорится). Если сделать описание жестче, может получиться куда больший эффект.
Цитата (Kresnik05)
Но если он отпустит нити, Я сам подняться не смогу! Кто он: палачилихранитель? Он превратил меня в слугу!
Идём дальше: начинается путаница в интерпретации персонажем своей роли в спектакле жизни и роли кукловода. То кукловод "палач" (почему? чем обосновано? герой уверен, что его ждёт смерть от рук кукловода?), то вдруг "хранитель". И если "хранитель" здесь уместно, то "палач" - ни к селу, ни к городу, поскольку раз кукловод характеризуется как палач, нужно прописать страхи персонажа относительно того, что кукловод может его уничтожить. Пока же я видел лишь суицидальные наклонности лирического героя, который грозится сам себе повеситься на нитях. Кроме того "или" - очень яркий спондей. Ударение падает на последнюю букву "илИ", а должно на первую. Строку надо перестраивать.
Цитата (Kresnik05)
Я так хочу пожать Вам руку, Но не могу разжать кулак!
А вот это самые лучшие строки, если конечно автор осознанно свёл воедино пожатие руки и сжатый кулак. Вот я о чём: герой хочет пожать руку кукловоду. Совершенно непредсказуемая реакция для того, кто с презрением и злобой относится к своему мучителю. Зачем он хочет пожать руку? Если бы он хотел пожать ему горло, я бы понял, а так автор выставляет героя человеком психически неуравновешенным или же просто решившим, что кукловод - "хранитель". Но когда он это решил? Такого в стихотворении не было. Далее идёт пояснение - герой не может разжать кулак. Если это осознанный ход автора, то строка про сжатый кулак - стержень всего стихотворения, который не даст ему скатится в банальщину. Для этого (опять-таки это лишь моё видение) необходимо прописать, почему герой хочет пожать руку. Быть может это рукопожатие - неосознанная реакция на какое-то действие кукловода. А потом, через какое-то время, уже решив ппротянуть кукловоду руку, герой понимает что ошибся и сжимает кулак. Или кулак был сжат всегда, вне зависимости от того, как поступает кукловод. Тогда сжатый кулак - это метафора уверенности в собственном отношении к кукловоду и тщетности попыток кукловода умаслить марионетку. В общем, тут простор для творчества. Как мне кажется, именно от этой строки следует отталкиваться, если автор решит редактировать стихотворение.
Цитата (Kresnik05)
Дают мне волю крайне редко, Но стоит всё-таки признать, Что проще быть марионеткой, Чтоб ни за что не отвечать.
А вот это уже обоснование того, почему герой может хотеть пожать руку своему недругу. Второй момент - рифма. Она тут крайне слабая и нуждается в замене.
Цитата (Kresnik05)
И за тебя решат проблемы, И путь расчистят пред тобой. Но кто я есть, и кто есть все мы, Когда не можем быть собой?!
Типичное для автора стремление начать новую мысль с "и" вопреки тому, что читателями такое будет восприниматься как продолжение мысли. Вместо "и" в первом случае уместнее "ведь". Замена приведёт к более плавному переходу от строфы к строфе, а ход с повторяющимися "и" в начале 1 и 2 строк последней строфы тут и не нужен. Нагнетать незачем, финал сам по себе - взведённый курок и последняя строка выстрелит вне зависимости от того, как накручивать 1 и 2 строки.
А в целом понравилось. Чувство ритма есть, рифмы в большинстве случаев крепкие. Только иногда мысль теряется за фасадом описательности и от этого логика ЛГ становится непостижимой. С этим стоит бороться.
p.s.: Добро пожаловать на БЛИК! Надеюсь, замечания пойдут в прок.