Дата: Понедельник, 19.08.2013, 13:23:28 | Сообщение # 2
Александр Тихонов
Группа: Старожилы
Сообщений: 2390
Статус: Offline
Сапфир, в стихотворении есть очень интересная "фишка" - это идущая рефреном мысль "возврата нет". Как у Блока - "исхода нет". Чтобы усилить эффект, после финальной точки стоит добавить ещё одну строку: "Возврата нет...". И стихотворение заиграет иными красками. К тому же, как мне кажется, здесь должна превалировать не вселенская грусть, а лёгкая тоска по детству с тёплыми оттенками. Тут и воспоминания о детстве в последней строке 3 строфы и первая строка той же строфы, буквально вопящая о том, как лирический герой тоскует по детству и как там было светло и приятно. Но у тебя есть строки, которые низводят воспоминания героя до полного негатива. Как можно исправить: 1) Больше теплых строк о детстве. 2) Грусть должна сменяться теплотой к концу строфы. 3) Фразу-рефрен можно вставить в конце стихотворения. 4) Увеличить количество слогов, растянуть строки. Тоска тягуча.
Теперь по тексту:
Цитата (Сапфир)
Как быстро время убегает. Оставив детства яркий след
Основные претензии к первой строке. Она должна направлять читателя, шокировать, умилять, заставлять сопереживать. Как у Юрия Кузнецова: "Я пил вино из черепа отца". И всё - шок, желание прочесть дальше, преодолевая какую-то брезгливость. У тебя же тут просто описание явления, которое каждый из нас может созерцать в любую секунду своего существования. Меланхоличные рассуждения - это хорошо, ты настроение задал, но содержательно строка провисает. О чём ты пишешь? О том, что время уходит. Теперь спроси себя: это для героя трагедия или имеет место констатация факта и всё? Если первое - нужно искать другие слова, чтобы читатель с первой строки проникся состраданием, понял, что с каждой секундой персонаж теряет частицу себя, причём себя настоящего, а не того, кем он стал, "настоящность" без лоска и красивостей - вот то, что он теряет. Детское обострённое восприятие притупилось - это трагедия. Нужно об этом написать в одной строке. Например, так: "Я забываю собственное детство". Тут и тоска персонажа по детству и посыл для читателей и какое-то иррациональное чувство собственничества - "собственное детство". Как ребёнок, он требует: "Отдай, это моё. Моё детство, не тронь". От этого уже можно развивать стихотворение. Вторая строка в твоём варианте к первой имеет весьма опосредованную привязку. "Оставив детства яркий след" - где оставив? Кому? Для чего? Оставив след... А само детство куда делось? Время его унесло? А куда? Один аморфный образ тянет за собой кучу вопросов: что, зачем, куда почему?... Нужно быть проще. В первой строфе хотя бы. В первых строках. К тому же (и это проблема всего стихотворения) детство не прописано. Стихотворение ведь именно о том, что ЛГ хотел бы вернуться в детство. А зачем? Что там такого в этом детстве, чего нет в реальности? Читателю нужна пара общих штрихов. Также (опять таки ИМХО) в таких стихах можно привести яркий пример из детства и вздохнуть, дескать, жаль что это не повторить. И образы на гране натурализма, жесткие образы рядом с тёплыми словами могут помочь сыграть на контрастах. Идеальный пример, как такого рода стихи писать - На острове моих воспоминаний..." Тэффи.
Цитата (Сапфир)
И ныне скучно и устало Уходят дни. Возврата нет.
Пошла невнятная тоска и жалобы самому себе на самого себя. Это нужно безжалостно резать. Тут не лирический настрой, а упаднический.
Как пример, что можно получить. Тоже корявый, но, думаю, сойдёт:
* * * Я забываю собственное детство... Лишь звонкий смех дворовой ребятни Напомнит живших прежде по соседству Ровесников. Как быстротечны дни...
Как коротка предательская память... Я помню двор, вьюном заросший сад. Ковёр травы пружинит под ногами... Как горько знать, что нет пути назад.
Я вдруг решу: мне, как и прежде, впору Штаны с рубахой, что сносить не смог, А детство ждёт за досками забора... Но на воротах – навесной замок.
Сообщение отредактировал TihonovBOSS - Понедельник, 19.08.2013, 13:25:37
Сапфир, мой вариант - это уже другое. Тут я пропустил историю через себя Это пример того, что в стихи подобного плана лучше добавить детали из детства. Что-то яркое, может наивное, но чтобы читатели понимали - он хочет туда вернуться. А идея с рефреном реализуема для варианта из первого поста в этой теме. Мы ведь его правим.