Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Регистрация
Вход
Посетители за день
Главная » Статьи » Ликбез

Морфологический ящик сюжетов
Ранее уже отмечалось, что в фантастике реализуется ограниченное число сюжетных типов, каждому из которых соответствует достаточно широкий спектр стандартных ситуаций, соответствующих различным формам встречи Человека с Неведомым. При этом каждая такая ситуация имеет едва ли не бесконечное множество всевозможных сюжетных решений.

Одна из таких классических ситуаций – взаимоотношения человека с роботом или иным искусственным разумным существом (киборг, сигом, мыслящий компьютер и т.д.). Фантасты предложили множество вариантов разрешения этой проблемы: роботы – верные слуги (А. Азимов «Я, робот»), роботы – друзья и наставники (К. Саймак «Город»), роботы порабощают человечество (К.Ч апек «Р.У.Р.»), роботы сопротивляются людям, которые пытаются их уничтожить (Ф. Дик «Снятся ли андроидам электроовцы?»), роботы – друзья и равноправные партнеры (Ф. Лейбер «Серебряные яйцеглавы»), робот равнодушен к людям и убивает экипаж космического корабля, чтобы люди не мешали ему выполнить программу экспедиции (А. Кларк «2001: Космическая Одиссея») и т д. Столь же широкий диапазон сюжетных завязок сопутствует другим стандартным ситуациям фантастики: контакт с иным разумом, изучение неизвестной планеты, эпохальное открытие, экологичеокая катастрофа, внедрение важного изобретения, путешествия во времени и т.д.

Анализ большого числа фантастических произведений приводит к заключению, что сюжеты строятся по некоторым законам (или трафаретным схемам) и складываются из набора стандартных блоков. Другими словами, для каждого типа или подкласса сюжетов существует вполне определенный алгоритм, допускающий, в то же время, достаточно разнообразный перечень художественных решений. Это означает, что можно построить морфологический ящик, на осях которого отложены основные сюжетные ходы и приемы, а также стандартные ситуации, применяемые писателями-фантастами в произведениях данного клаоса. Очевидно, что подобный морфологический ящик (назовем его «генератор сюжетов»), если составить его максимально тщательно, должен включать все мыслимые ситуации, вытекающие из данной темы или данного жанрового направления.

Рассмотрим вначале генератор сюжетов, посвященных контактам людей с внеземными цивилизациями. Нетрудно выделить основные сюжетные узлы:

А. Время действия;

B. Место действия;

C. Способ контакта;

D. Сравнительный уровень обеих цивилизаций;

E. Намерения землян по отношению к чужакам;

F. Намерения чужаков по отношению к людям;

G. Факторы, осложняющие контакт;

H. Результат контакта.

Поскольку фантасты пишут на эту тему давно и часто (см. §3 настоящей главы), история жанра накопила огромный массив сюжетных решений по каждому из стандартных блоков, что позволяет построить достаточно заполненный морфологический ящик:

A. Время действия

1. Современность

2. Близкое будущее

3. Недавнее прошлое

4. Отдаленное будущее

5. Далекое прошлое

B. Место действия

1… Земля

2. Открытый космос (например, борт космического аппарата)

3. Планета, где живут чужаки

4. Нейтральная планета

C. Способ контакта

1. Непосредственная встреча (прилет космического корабля)

2… Прилет автоматического зонда

3. Обмен информацией на межзвездных расстояниях (при помощи радиограмм, лазерной или гравитационной связи, телепатии и т п.)

4. Археологические исследования

D. Сравнительный уровень обеих цивилизаций

1. Земляне более развиты, чем чужаки

2. Земляне менее развиты, чем чужаки

3. Oбе цивилизации находятся примерно на одном уровне

4. Цивилизации настолько различны, что уровень обеих цивилизаций не поддается сравнению

E. Намерения землян по отношению к чужакам

F. Намерения чужаков по отношению к землянам

1. Установить дружественные отношения

2. Установить чисто деловые отношения

3. Наладить обмен информацией

4. Не вступать в контакт из принципиальных (например, философских) соображений

5. Уничтожить или поработить

6. Не допустить уничтожения или порабощения собственной цивилизации

7. Изменить политический режим

8. Использовать в пищу или для охоты в качестве экзотической разумной дичи

9. Оказать посильную помощь

10. Совместно решать глобальные проблемы обеих цивилизаций

11. Цель изначально отсутствует

12. Различные сочетания пп. 1 – 11

G. Факторы, осложняющие контакт

1. Физические, биологические и др. различия

2. Взаимная антипатия

3. Социальные и политические разногласия

4. Взаимное непонимание

5. Расстояние в пространстве

6. Расстояние во времени (например, одна из цивилизаций давно погибла)

7. Диаметральная противоположность интересов

8. Враждебные происки «третьей силы»

9. Взаимное недоверие

H. Результат контакта для землян

1. Установлены дружественные отношения

2. Установлены деловые отношения

3. Происходит обмен информацией

4. Война

5. Стороны не достигли взаимопонимания, и контакт прерван

6. Установлены напряженные отношения на грани конфликта

7. Уничтожение, порабощение или упадок земной цивилизации

8. Предотвращены нежелательные явления

9. Ускорение прогресса, расцвет цивилизации

10. Принципиальных изменений в жизни землян не произошло.

Перемножив количество вариантов по всем восьми осям (от А до H), получаем, что данный набор сюжетных решений позволяет создать свыше 4 миллионов принципиально различающихся научно-фантастических произведений. Очевидно, что потенциальные возможности этой темы до сих пор далеко не исчерпаны, поскольку, во-первых, такого количества произведений о контактах еще не написано, и, во-вторых, большую часть написанных произведений трудно назвать оригинальными, так как многие авторы повторяют сюжетные ходы и решения, уже использованные другими фантастами.

Генератор сюжетов для темы «Хроноклазмы» или «Парадоксы времени» удобнее представить в виде графической схемы:

Фантастика. Общий курс

Как видим, данная тема имеет всего лишь 36 принципиально различных класса хроноклазмов – от банального «Наблюдая настоящее, нельзя изменить настоящее» (это, вообще говоря, не фантастика) до ни разу не использованного варианта «Воздействуя на будущее, можно изменить прошлое».

В предшествующих разделах, анализируя различные жанровые течения или классические коллизии, автор умышленно фокусировал внимание на стандартных блоках и поворотах сюжета, при помощи которых строятся произведения соответствующего типа. Это позволяет нам сейчас привести без комментариев несколько генераторов сюжетов для наиболее распространенных и популярных тем или течений фантастики.



Источник: http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/38818/34/Mzareulov_-_Fantastika._Obshchiii_kurs.html
Категория: Ликбез | Добавил: Kotoleg (26.02.2012) | Автор: Мзареулов Константин
Просмотров: 2349 | Рейтинг: 3.0/1


Похожие материалы::


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Обновления в прозе

Исповедь Зверя

Сергей Шакурин

Обет Меченого

Дмитрий Луценко

Конечная

Роман Приходько

Прощание

Сергей Бабинец

Она

Антон Саженцев

Грёзы

Александр Кузьмин

Шанс

Александр Филлипов

Прикосновение

Роман Приходько

Серафима

Алексей Холявко

Тим

Андрей Затонов

Обновления в поэзии

Лилит

Александр Тихонов

Счастье даром

Александр Тихонов

Кровавая полночь Земли

Александр Тихонов

Грезы

Тронин Александр

Друг

Сергей Шакурин

Покинутый город

Сергей Большаков

Ошибка интернетного знакомства

Владимир Андрейченко

Двор детства

Владимир Андрейченко

Прощен

Сергей Большаков

Обновления в аудиокнигах

Исповедь сталкера

Дмитрий Кликман

Чужаки

Александр Тихонов

Капитаны

Николай Кулишов и Александр Тихонов

Отчужденные

Сборник

Убить Стрелка

Дамир Рябов

Агония совести

Александр Тихонов

По прозвищу Стрелка

Сергей Пирог

Исповедь Зверя

Александр Тихонов

Четыре жизни

Шалимов, Виноградов, Тихонов, ДЭМ, Лузгин

Поиск
Категории раздела
Мастер-класс [81]
Критика [22]
Ликбез [47]
Статистика
Яндекс цитирования
Copyright © автор идеи: OgneV; дизайн: Plotnick (2009-2024); Сайт управляется системой uCoz