Сегодня мне захотелось поговорить о них – таинственных помощниках отчаявшихся писателей =)Кто такие бета-ридеры?Как говорится, сколько людей, столько и мнений. Кто-то представляет их как редакторов, кто-то – как корректоров, кто-то – как просто читателей, которые могут оценить текст. Мне кажется, это зависит от самого бета-ридера, т.к. я лично встречала все типы оных. Но давайте перейдем к более интересному.Зачем они нужны?
1. Бета-ридеры могут прочитать ваш роман и высказать свое мнение. Оно будет субъективным, но, только если честно, мы все хотим услышать хоть что-нибудь о романе =) 2. Бета-ридеры могут найти ошибки. И даже те, которые вы сами никогда не найдете. У меня, например, это были ошибки, связанные с тем, что в моей голове картинка была, а в голове читателя она не появлялась. Я радостно описывала, как девушка спрыгивает с возвышения, когда у читателей девушка шла, а потом вдруг падала вниз. 3. Бета-ридеры легче находят логические косяки, т.к. видят роман впервые. 4. Бета-ридеры могут оценить роман в целом, сказать, чего не хватает, о чем сказано мало или наоборот – много. 5. Если бета-ридер из вашей предполагаемой целевой аудитории, вы можете на нем проверить, как пойдет роман.
Правила общения с бета-ридерами, или чего делать не стоит:
1. Не стоит просить «бетить» друзей и родственников, только если вы в них не уверены на 100%. Скорее всего, если им что-то не понравится, они промолчат или умалят недостаток, чтобы вас не обидеть. 2. Лучше, если бета-ридеров несколько. Еще лучше – если у них разные склад ума и темперамент. Тогда они с большей вероятностью будут находить разные ошибки. Самый шик - если кто-то принадлежит к вашей ЦА, а кто-то нет) 3. Не нужно ничего объяснять бета-ридерам. То есть, если Вася сказал: «Тут непонятно, почему Хулио застрелил Аниту» не нужно рассказывать ему, что Анита была незаконно рожденной дочерью, поэтому Мария… Не надо. Если вы собираетесь издаваться, вы не будете писать письмо всем 5000 читателям, так что – бегом к клавиатуре и объясняем понятнее, почему же Хулио застрелил Аниту. 4. Не нужно обижаться на бета-ридеров. Это просто неконстркутивно. Хотя, при этом… 5. Вы не обязаны соглашаться со всем, что правят беты. Если вас не устраивает то, что они предлагают или правят – просто пропустите. Не нужно перекраивать роман, если вам это не кажется нужным. Так и недолго дойти до печальной участи слона из стихотворения. 6. Перед тем, как отдавать кому-то произведение на вычитку, определитесь с тем, чего в хотите: - Мнения о романе с точки зрения читателя. - Правки стилистики. - Советов по сюжету. - Корректуре. И тогда сразу объясните это бета-ридеру, чтобы потом никому не было обидно. Вам – за то, что получили не то, что нужно, ему – за то, что непонятно зачем делал работу.
И, напоследок, хочу поделиться ссылочкой на сообщество бета-ридеров. Сама пока не обращалась, но друзья довольны. Люди работают хорошо и безвозмездно (по крайней мере, пока). http://vkontakte.ru/beta_read
(примечание: думаю, что следующая статья от не известного мне автора дополнит статью Марики Ми) Стадия: бета-ридер
Бета-ридер -- это человек, который вычитывает рукопись до ее отправки в издательство. Его основная задача -- выявить ошибки, которые автор не видит в силу "замыленности взгляда".
Идеальный бета-ридер -- это человек-зануда. Он выходит из кино и гундосит: "На тринадцатой минуте заколочка у героини висела слева, а через секунду переползла на правую сторону". Книги он читает с карандашом, а потом с победным видом демонстрирует знакомым все ляпы и опечатки.
Поделюсь опытом: лично я первым делом даю рукопись бета-ридеру, который все равно никаких ошибок не видит. Он смотрит на сюжет и выдает общее впечатление: понравилось или нет. Как правило, ему все нравится. Это очень важный психологический момент -- удостовериться, что не все так плохо, перед тем, как идти к бета-ридеру - зануде. Потому что зануда будет громить рукопись в пух и прах. А это процедура не из приятных и сразу идти на порку у меня не хватает смелости.
Но идти обязательно надо, потому что сама я смогу выловить всех "тараканов" только если отложу рукопись на полгода -- чтобы восторг творца несколько подутих.
Примерные правила работы с бета-ридером:
1. Человек должен быть начитан в вашем жанре. Или хотя бы иметь с вами одинаковые эстетические ценности. Один раз я дала на разбор рукопись писателю-фантасту. У нас были абсолютно разные литературные вкусы: явные (на мой взгляд) ошибки он пропустил, а все самое лучшее вычеркнул. В результате мы оба совершенно зря потратили время и нервы. Ему было неприятно, что я не восприняла его критику. А мне было обидно, что меня совсем не так поняли. Вывод: нравиться всем невозможно. Надо работать с людьми, которые входят в вашу целевую аудиторию.
2. Ни в коем случае не надо оправдываться и доказывать бета-ридеру, что он неправ. Его работа -- критиковать, а писатель может прислушиваться или не прислушиваться к его советам. И уж тем более глупо обижаться. Если не дать бета-ридеру всласть поглумиться над книгой, то он может ослабить внимание или вообще бросить начатое.
3. Лучше всего работать с бета-ридерами вживую или по-телефону (я использую Скайп), чтобы человек мог объяснить, что именно ему не понравилось. Писать все то же самое на бумаге -- слишком много работы. Я по ходу дела помечаю сама -- что исправить, убрать, дополнить и т.п.
Самый главный огрех, который почти всегда выявляют бета-ридеры: это "проклятие знания". Автор исходит из того, что читатель имеет тот же набор знаний, что и он сам, и забывает дать важные пояснения. В результате в рукописи появляются логические и эмоциональные дырки.
Наиболее распространенные ошибки этого типа:
1. Автор не описывает предыдущие взаимоотношения героев -- в результате не совсем понятно, почему Маша не любит Петю, а Вася хочет жениться на Маше.
2. Автор употребляет специальную лексику, с которой обычный читатель может быть незнаком (например, иностранные слова и т.п.).
3. Автор полагает, что читателю известны те или иные исторические, культурные или социальные факты -- что не всегда соответствует действительности.
4. Автор забывает указывать на цели или стремления второстепенных персонажей. В результате неясно, почему они совершают те или иные поступки.