Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Регистрация
Вход
Посетители за день
Главная » Статьи » Критика

Редакторская подготовка литературно-художественных изданий - часть 2

Критерии оценки художественного текста


Критерии оценки художественного текста

Первый этап работы редактора над художественным произведением – оценка рукописи с точки зрения ее пригодности и целесообразности опубликования. То есть редактор должен решить – принять или отвергнуть предложенное произведение, есть у него художественные достоинства, которые заинтересуют читателя или нет. Сегодня нередко ответ на этот вопрос диктует читательский спрос, маркетинговое исследование книжного рынка. Принесет книга прибыль, купит ли ее читатель? Ответы на эти вопросы часто решают судьбу рукописи, впервые издаваемого или переиздаваемого произведения.

Оценка рукописи – важная нравственная задача редактора. От его решения зависит, увидит ли читатель интересное и полезное произведение, помогающее ему в решении проблем современности. Это важно и для автора. Правильность суждения редактора о художественных достоинствах данного произведения могут повлиять на творческую судьбу писателя. Надо заметить, что в работе редактора субъективный фактор играет не последнюю роль, ибо редактор, как и читатель, воспринимает художественные образы эмоционально во всей их сложности. Поэтому важно уметь отделить свои личные пристрастия как читателя от профессиональных логических суждений специалиста.

Далее редакторский анализ рукописи предполагает определение путей его доработки (при положительной оценке). Для редактирования художественного произведения необходимо умелое сочетание непосредственного субъективно-оценочного восприятия и научно обоснованной оценки. Это должно способствовать плодотворному влиянию редактора на процесс совершенствования рукописи. Он обязан уметь глубоко "чувствовать” автора, видеть в рукописи "феномен художественности”, предвосхитить на основе собственных впечатлений силу воздействия произведения на читателя. Такое восприятие связано с хорошим художественным вкусом, общей культурой редактора, его начитанностью, широтой кругозора и демократичностью взглядов.

С другой стороны, редактор должен владеть логическими методами работы с литературно-художественными рукописями, научно обоснованными критериями их оценки, знать основы литературоведения, языкознания, литературной библиографии. Только на такой основе редактор сможет наиболее точно выявить достоинства и недочеты произведения, помочь писателю доработать рукопись.

Немалую роль в работе редактора играет литературно-художественная критика, которая дает оценку современного состояния художественной литературы. Обычно литературная критика выявляет наиболее актуальные произведения, обобщает достоинства и недостатки работы писателей. Это помогает редактору определить значимость, актуальность раскрываемой темы, выявить новизну текста.

При оценке произведения важнейшим критерием является ее талантливость, художественность, новизна, актуальность, правдивость и привлекательность для читателя. Не остается без внимания и нравственная – гуманистическая – направленность произведения, его эстетические ориентиры, глубина постижения явлений.

До сих пор в специальной литературе по редактированию художественных произведений подчеркивается важность сочетания в них глубины социальной проблематики и значительности общественных идеалов автора; степени познания и правдивости отражения действительности; меры духовного богатства писателя и силы выражения его мыслей и чувств; эстетического совершенства. В последние годы к не менее важным моментам оценки художественной литературы стали относить занимательность сюжета, легкость языка, развлекательность сюжета.




Источник: http://prowriterslab.com/blog/2009-02-10-185/
Категория: Критика | Добавил: Kotoleg (26.05.2010) | Автор: Козлова М.М.
Просмотров: 2785 | Теги: для начинающих, советы, издательство, правка текста | Рейтинг: 0.0/0


Похожие материалы::


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Обновления в прозе

Исповедь Зверя

Сергей Шакурин

Обет Меченого

Дмитрий Луценко

Конечная

Роман Приходько

Прощание

Сергей Бабинец

Она

Антон Саженцев

Грёзы

Александр Кузьмин

Шанс

Александр Филлипов

Прикосновение

Роман Приходько

Серафима

Алексей Холявко

Тим

Андрей Затонов

Обновления в поэзии

Лилит

Александр Тихонов

Счастье даром

Александр Тихонов

Кровавая полночь Земли

Александр Тихонов

Грезы

Тронин Александр

Друг

Сергей Шакурин

Покинутый город

Сергей Большаков

Ошибка интернетного знакомства

Владимир Андрейченко

Двор детства

Владимир Андрейченко

Прощен

Сергей Большаков

Обновления в аудиокнигах

Исповедь сталкера

Дмитрий Кликман

Чужаки

Александр Тихонов

Капитаны

Николай Кулишов и Александр Тихонов

Отчужденные

Сборник

Убить Стрелка

Дамир Рябов

Агония совести

Александр Тихонов

По прозвищу Стрелка

Сергей Пирог

Исповедь Зверя

Александр Тихонов

Четыре жизни

Шалимов, Виноградов, Тихонов, ДЭМ, Лузгин

Поиск
Категории раздела
Мастер-класс [81]
Критика [22]
Ликбез [47]
Статистика
Яндекс цитирования
Copyright © автор идеи: OgneV; дизайн: Plotnick (2009-2024); Сайт управляется системой uCoz