Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Регистрация
Вход
Посетители за день
Николай Россин (Vwer123)
"Психологический портрет в романах Достоевского ( в соавторстве с Вениамином Филимоновым)"
<p>Введение.</p><p></p><p>Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной ибо хочу быть человеком.</p><p>(Фёдор Михайлович Достоевский)</p><p> </p><p>С творчеством Федора Михайловича Достоевского - величайшего русского писателя, знаком каждый человек России. Ведь Достоевский - это лицо России. Именно так считают иностранцы. Они считают Достоевского самым выдающимся деятелем русской литературы. Все ассоциации иностранцев с Россией литературной звучат примерно так : " Достоевский, Доктор Живаго, Солженицын, Пушкин." В нашей работе я решил коснуться психологии в романах Достоевского. </p><p> Люди середины 19 века. Какими они были? О чем они мечтали? Обо всем этом не так уж трудно догадаться. Люди тогда мечтали о любви, они хотели счастья. Конечно, счастье - понятие растяжимое. Для кого-то счастье - это правильно подобранные транквилизаторы. А для кого-то счастье - это достижение власти. Счастье каждым понимается по-своему, и именно это является одной из главных отличительных черт человека от животного мира, а также одним из главных отличий одного человека от другого человека. То, как человек понимает свое счастье и как он видит свою мечту, очень ярко характеризует его. Но возвратимся от размышлений о счастье к нашей теме. </p><p>Люди начала 21 века. О чем они думают? О чем они мечтают? Мечтают они о любви, и хотят того же самого счастья. Единственное, что изменилось за это время - это фон человеческой жизни. В 19 веке люди ездили на лошадях, в 21 - на машинах. В 19 веке не было самолетов, не было скоростных поездов, не было интернета. В 21 веке это все есть. То есть этот фон человеческой жизни зависит от научно-технического прогресса. Люди сами по себе не меняются. Если мы скажем, что они меняются, то может последовать вопрос: "У них, что мозг был другой?". Но, насколько известно, мозг человеческий не изменился за эти 150 лет, что отделяют нас от героев Достоевского. И значит, люди не изменились, изменился только фон, как мы уже сказали.</p><p>Из этого всего может сделать гипотезу, что герои, оживавшие под пером Достоевского, были такими же людьми, как и мы с вами сейчас. В этом состоит актуальность чтения самого Достоевского. Нам кажется, что в этом состоит и актуальность нашей работы: "Психологические портреты в романах Достоевского".</p><p></p><p></p><p> </p><p>Психологический портрет князя Валковского (Униженные и Оскорбленные)</p><p></p><p>Князь Валковский — центральный персонаж романа «Униженные и Оскорбленные». Он самый яркий представитель наиболее отрицательных героев Достоевского.</p><p></p><p>"Это был человек лет сорока пяти, не больше, с правильными и чрезвычайно красивыми чертами лица, которого выражение изменялось судя по обстоятельствам; но изменялось резко, вполне, с необыкновенною быстротою, переходя от самого приятного до самого угрюмого или недовольного, как будто внезапно была передернута какая-то пружинка. Правильный овал лица несколько смуглого, превосходные зубы, маленькие и довольно тонкие губы, красиво обрисованные, прямой, несколько продолговатый нос, высокий лоб, на котором еще не видно было ни малейшей морщинки, серые, довольно большие глаза — все это составляло почти красавца, а между тем лицо его не производило приятного впечатления. Это лицо именно отвращало от себя тем, что выражение его было как будто не свое, а всегда напускное, обдуманное, заимствованное, и какое-то слепое убеждение зарождалось в вас, что вы никогда и не добьетесь до настоящего его выражения. Вглядываясь пристальнее, вы начинали подозревать под всегдашней маской что-то злое, хитрое и в высочайшей степени эгоистическое. Особенно останавливали ваше внимание его прекрасные с виду глаза, серые, открытые. Они одни как будто не могли вполне подчиняться его воле. Он бы и хотел смотреть мягко и ласково, но лучи его взглядов как будто раздваивались и между мягкими, ласковыми лучами мелькали жесткие, недоверчивые, пытливые, злые… Он был довольно высокого роста, сложен изящно, несколько худощаво и казался несравненно моложе своих лет. Темно-русые мягкие волосы его почти еще и не начинали седеть. Уши, руки, оконечности ног его были удивительно хороши. Это была вполне породистая красивость. Одет он был с утонченною изящностию и свежестию, но с некоторыми замашками молодого человека, что, впрочем, к нему шло. Он казался старшим братом Алеши. По крайней мере его никак нельзя было принять за отца такого взрослого сына."</p><p>("Униженные и оскорбленные")</p><p></p><p>Князь Валковский внешне очень красивый человек, но почему-то отталкивал чуткого человека. Почему? Дело в том, что у князя все было наигранным: глаза, речь, движения. Он изменялся в зависимости от ситуации. Когда нужно было быть хорошим и добрым - он им казался, но в некоторые моменты, когда это было возможно, он с огромным удовольствием срывал свою маску. В этот момент, час Х, он выглядел настоящим чудовищем. В "Униженных и оскорбленных" это произошло два раза. Первый раз - встреча с Ваней в ресторане, второй раз встреча с Наташей Ихменевой.</p><p>Во время встречи с Ваней в ресторане, он произвел на Ваню впечатление какого-то гада, какого-то огромного паука, которого ему хотелось раздавить. Он наслаждался своими насмешками над Ваней; он играл с ним, как кошка с мышью, предполагая, что Ваня весь в его власти. Он открыл свое лицо - и Ваня ужаснулся. Князь предстал перед ним циничным подонком. Князь также</p><p>признался, что его девиз - "Люби самого себя" - ничего другого он не признает.</p><p>Когда Валковский пришел к Наташе, он сперва не собирался открывать свое лицо, но когда Наташа отказалась взять его деньги, он решил не уходить даром. Он высказал все несколько дрожащим голосом от нетерпеливого наслаждения видеть поскорее эффект своей обиды. Эффект был тот, который он и ждал, и если бы не приход Вани и доктора, неизвестно, чем бы все это кончилось.</p><p>Таким он был всегда. В свое время он обокрал старика Смита и жестоко обманул его дочь. Потом, поверив ложным наветам, он начал судебный процесс с Ихменевым.</p><p>Князь очень умен. Он владеет многими психологическими приемами. Он прекрасно знал человеческую душу и своими знаниями он активно пользовался. Итак, теперь попробуем кратко описать психологический портрет князя Валковского.</p><p>Князь Валковский - сильный, умный человек, который для достижения своих целей готов пользоваться любыми способами, ему не важно, что будет с другими людьми.</p><p></p><p></p><p> Психологический портрет Родиона Раскольникова</p><p></p><p>С Родионом Раскольниковым мы встречаемся в 10 классе школы и мало кого он оставляет равнодушным.</p><p>До этого мы уже утверждали, что Родион Раскольников, герой "Преступления и Наказания" является самым ярким представителем категории "Здесь дьявол с Богом борются". Почему мы решились на это? Потому что в "Преступление и Наказание" на протяжении всего романа показана борьба зла с добром внутри Родиона Раскольникова.</p><p>Описывая психологический мир Родиона Раскольникова, мы наталкиваемся на очень сильное влияние социальных условий на личность человека. Раскольников вечно роптал на свою бедность и хотел вырваться из этого замкнутого круга. Одновременно с этим он развивает свою собственную теорию.</p><p></p><p>Теория Родиона Раскольникова</p><p>В теории Родиона Раскольникова говорилось, что все люди делятся на две категории: первая категория - "право имеющие", и Раскольников относит себя к ней. Наиболее ярким представителем этой категории он считает Наполеона, вершителя судеб человечества.</p><p>Вторая категория - "твари дрожащие" - это весь другой народ.</p><p>Его идея заключалась в том, что вершители судеб могут убивать людей и не испытывать муки совести.</p><p></p><p>Раскольников решается доказать это, и убивает Алёну Ивановну (старуху-процентщицу ), но теория его разваливается с треском: и до убийства и после него он испытывает муки совести.</p><p>Психологический портрет Раскольникова меняется походу романа.</p><p>В начале романа Раскольников - очень гордый человек. Доказывать это, кажется, не стоит: то, что он поставил себя вершителем судеб человечества, уже обо всем говорит, но постепенно, с крахом его теории, он становится все менее и менее гордым.</p><p>По существу своему, Раскольников - добрый человек, он искренне любил сестру и мать. Он искренне хотел блага многим "униженным и оскорблённым". Но, запутавшись сам, и убив человека, он уже не может помочь другим. ТИРАН НЕ МОЖЕТ БЫТЬ БЛАГОДЕТЕЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА!</p><p>Запутавшись, Раскольников начинает врать, и у него начинается заболевание - "Мания преследования". Ему кажется, что все вокруг уже знают о его преступлении, что все улики указывают на него. И лишь всенородное покаяние избавляет его от внутренних мучений. После этого он готов с радостью пойти на каторгу, вместе с ним пойдет и Соня Мармеладова - "вечная Соня".</p><p>Рассмотрев борьбу внутри Раскольникова, мы решили составить два психологических портрета Раскольникова. В первом мы решили показать Раскольникова перед убийством.</p><p>Раскольников в начале произведения - слабая натура. Имея огромную гордыню, он называет себя "вершителем судеб" человечества. При этом не всё потеряно: у Родиона жива совесть, и он любит сестру и мать.</p><p>Во втором мы решили показать Раскольникова.</p><p>Теперь Раскольников почти лишился своей гордыни, он понимает, что он не "вершитель судеб". Он понимает, что их вообще нет, а что он такой же человек как и все, и что "все люди пред Богом ходят". И с надеждой, и с укрепившей его любовью он идёт на каторгу.</p><p></p><p></p><p>Психологический портрет князя Мышкина (Идиот)</p><p></p><p>Князь Мышкин - главный герой романа "Идиот" Очень странное название для романа. Откуда его взял Достоевский? С одной стороны, название отображает то, что Мышкин был болен "какой-то нервной болезнью вроде падучей или виттовой пляски". Но если мы будем рассуждать только так, как-то плоско и неглубоко, и тем более, если мы считаем Достоевского великим знатоком человеческой природы, то тогда название романа, данное по медицинскому диагнозу, покажется абсурдным. Нет, не по болезни дано название роману. Глубокий мыслитель Достоевский вложил в это название глубинный смысл. Все дело в том, что в первые века христианства язычники придумали ругательства христиан, которым являлось слово "идиот". И язычники так обругивали христиан. Заметно, что в романе Мышкина идиотом называли люди, которых можно отнести либо к его недоброжелателям, либо к непонимающим его сути.</p><p></p><p>Как мы уже сказали, название романа имеет глубокий смысл, и мы это показали. Но эта параллель князя Мышкина с христианами первых веков имеет и свой, частный смысл. И этот смысл состоит в том, что князь в том обществе, в которое он попал, оказался, как христиане в языческом мире. Приведем описание князя Мышкина, так как физический портрет имеет свою связь с психологическим.</p><p></p><p>"Молодой человек, тоже лет двадцати шести или двадцати семи, роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и с легонькою, востренькою, почти совершенно белою бородкой. Глаза его большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое, что-то полное того странного выражения, по которому некоторые угадывают с первого взгляда в субъекте падучую болезнь. Лицо молодого человека было, впрочем, приятное, тонкое и сухое ."</p><p> (Идиот)</p><p></p><p>Когда читаешь эти строки, могут возникнуть разные ассоциации, смотря куда делаешь акцент. Но известно, что глаза - зеркало дуги. Не беря во внимание то, что в нем угадывалась падучая, так как падучая к душе человека отношения не имеет, может возникнуть ассоциация с ребенком. Эта ассоциация возникает от того, что при чтении слов "Глаза его были большие, голубые и пристальные" хочется прочитать так "Глаза большие, чистые, голубые, пристальные и лучистые". Здесь Достоевский проводит новую ассоциацию. Эта параллель относит нас к детям из его Евангелия.</p><p>То есть душа его была чиста, как у ребенка. Но это чисто наше видение. Как уже сказано, каждый может смотреть на описание князя, как хочет сам. У каждого свое видение романа.</p><p>Итак, душа его была чиста. Интересно, но это может быть связано с тем, что князь любил природу. К нему подойдут и слова из этого же романа: "Сострадание, возможно, единственный закон человеческого бытия". Князь очень много поступков делал из сострадания. Это и сострадание к Мари, любовь к Настасье Филипповне, эпизод с Бурдовским и другое. Что и говорить, князь испытывал чувство сострадания к каждому человеку, который встречался ему на его пути. будь то хоть Рогожин, хоть Ганя Иволгин. И это сострадание было проявлением его любви к людям.</p><p>Князь был прямым. Но прямота его была не от того, что он решил рубить "правду матку", а скорее от той же душевной чистоты.</p><p>И самое главное, у Мышкина было смирение. Не то смирение. как его часто понимают люди (смирение - это забитость отсутствие чувства собственного достоинства), а то, как его понимают святые отцы Церкви.</p><p>По святым отцам смирение - это видение себя хуже всех людей, при этом чувство собственного достоинства никуда не девается, просто надо уметь отличить чувство собственного достоинства от гордыни. Ярчайшим примером проявления смирения у Мышкина является эпизод с "сыном Павлищева".</p><p>Несмотря на то что князь был болен нервной болезнью, он был очень умён. Разве можно называть глупым человека, который так рассуждал о смертной казни. Какая здесь глубина! Его можно назвать мудрым.</p><p>Итак, перед нами вырисовался психологический портрет князя Мышкина.</p><p>Князь Мышкин - это совершенно простой, чистосердечный, прямой, смиренный и очень мудрый человек. Мы можем с осторожностью сказать, что князь Мышкин был идеалом Достоевского. И чем лучше мы узнаем князя Мышкина, тем лучше мы узнаем самого Достоевского.</p><p></p><p></p><p>Вывод</p><p>Теперь, после того, как мы провели классификацию героев Достоевского и описали трёх самых ярких героев Достоевского, можно подводить итоги.</p><p>Большинство людей мира делятся на три типа, так же, как мы показали в таблице про героев Достоевского.</p><p>1. Люди во власти дьявола. Это те люди, в которых осталось одно зло. Что интересно, большинство из них гонятся за властью или деньгами (все другое для них - сопровождающий фон).</p><p>2. "Здесь дьявол с Богом борются". Это те люди, в которых идет внутренняя борьба. Если они постоянно копаются во зле, то у них еще не умолк голос совести. Многие из них стремятся к благу, но иногда неправильно понимают это благо.</p><p>3. Люди Божьи ("не от мира сего"). Увы, но таких меньше всего. Этих людей в повседневной жизни почти не встретишь. А когда они попадаются, то многие называют их "идиотами". Но у них мирный дух, и они не будут отвечать злом на зло.</p><p>Всё это Достоевский прекрасно показал в своих произведениях.</p><p></p>




Скачать удаленно"
27.04.2017, 15:34:06
Формат:


Отзывов пока нет
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Обновления в прозе

Исповедь Зверя

Сергей Шакурин

Обет Меченого

Дмитрий Луценко

Конечная

Роман Приходько

Прощание

Сергей Бабинец

Она

Антон Саженцев

Грёзы

Александр Кузьмин

Шанс

Александр Филлипов

Прикосновение

Роман Приходько

Серафима

Алексей Холявко

Тим

Андрей Затонов

Обновления в поэзии

Лилит

Александр Тихонов

Счастье даром

Александр Тихонов

Кровавая полночь Земли

Александр Тихонов

Грезы

Тронин Александр

Друг

Сергей Шакурин

Покинутый город

Сергей Большаков

Ошибка интернетного знакомства

Владимир Андрейченко

Двор детства

Владимир Андрейченко

Прощен

Сергей Большаков

Обновления в аудиокнигах

Исповедь сталкера

Дмитрий Кликман

Чужаки

Александр Тихонов

Капитаны

Николай Кулишов и Александр Тихонов

Отчужденные

Сборник

Убить Стрелка

Дамир Рябов

Агония совести

Александр Тихонов

По прозвищу Стрелка

Сергей Пирог

Исповедь Зверя

Александр Тихонов

Четыре жизни

Шалимов, Виноградов, Тихонов, ДЭМ, Лузгин

Поиск
Категории раздела
Проза [214]
Поэзия [80]
Статистика
Яндекс цитирования
Copyright © автор идеи: OgneV; дизайн: Plotnick (2009-2024); Сайт управляется системой uCoz